27 марта, 19:00 Поделиться:
Какие стандарты безбарьерности уже внедряются, и почему застройщики должны рассматривать безбарьерный лифт не как дополнительную опцию, а как норму современного строительства?
Еще пять лет назад безбарьерный доступ в городах Украины рассматривался скорее как желательная опция, чем обязательный стандарт. К 2022 году в Украине проживало около 2,7 млн людей с инвалидностью, что составляло примерно 6% населения. Война изменила реальность: уже за первый год боевых действий более 300 тысяч человек получили статус лица с инвалидностью. Сегодня это почти каждый десятый украинец.
Реклама
Однако отсутствие безбарьерной среды является вызовом для всех маломобильных групп: семей с маленькими детьми, пожилых людей, людей с временными травмами. Пространство, которое не учитывает их потребностей, превращает обычные передвижения в испытание.
Станет ли послевоенное восстановление точкой изменений?
За последние десятилетия мировые мегаполисы интегрировали инклюзивные решения в городское пространство. Успешные примеры модернизации есть в Великобритании, Германии, Японии. После Второй мировой войны британская программа New Towns Act 1946 предусматривала создание городов с адаптированными зданиями, широкими тротуарами и доступным транспортом. В Европе современные жилые комплексы обязательно оборудуются лифтами и безбарьерными входами. Подобный подход нужен и Украине.
Читайте также: «Сейчас мой опыт никому не нужен». Хватит воспринимать военного, как одноразовый стаканчик — разговор с Героем Украины Пономаренко
Вопрос безбарьерности сегодня стоит особенно остро. Создание комфортного пространства для людей с инвалидностью и других маломобильных групп — один из ключевых приоритетов, закрепленных в Конвенции ООН о правах людей с инвалидностью и Соглашении об ассоциации между Украиной и ЕС.
Достаточно ли существующих стандартов?
Еще 1 апреля 2019 года вступил в силу ДБН «Инклюзивность зданий и сооружений». Он устанавливает требования по доступности жилых и общественных пространств и усиливает стандарты пожарной безопасности и эвакуации для маломобильных групп населения. Документ предусматривает:
- установка пандусов, специальных подъемников и других средств доступности для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- обустройство тактильной напольной плитки, информационных таблиц и обозначений шрифтом Брайля, других визуальных элементов и аудиоуказателей для людей с нарушениями зрения;
- дублирование важной звуковой информации текстами, организации сурдоперевода, использование систем звукоусиления для людей с нарушениями слуха и другие важные изменения.
Их цель — облегчить жизнь маломобильных групп населения. Среди нововведений также нескользкие поверхности, здания без порогов, удобные заезды — все эти решения должны создавать универсальное пространство, комфортное для каждого.
В Украине есть государственный орган ГИАМ (Государственная инспекция архитектуры и градостроительства Украины), который осуществляет государственный контроль в сфере строительства и градостроительства, в том числе контроль за соблюдением государственных строительных норм, в частности по безбарьерности.
Важным критерием для принятия в эксплуатацию новостроек является соблюдение норм доступности для маломобильных групп населения. ГИАМ проверяет соответствие зданий требованиям ДБН «Инклюзивность зданий и сооружений». Если объект не соответствует нормам, сертификат не выдается, а застройщик обязан устранить нарушения. Это обеспечивает равные возможности для всех пользователей городского пространства.
Однако вопрос не только в наличии стандартов и сертификации новостроек, но и в реальном внедрении безбарьерных решений. Если новые объекты проходят контроль ГИАМ и не могут быть введены в эксплуатацию без соблюдения норм доступности, то проблема остается в уже построенной инфраструктуре.
Многие больницы, школы, банки, коммерческие и развлекательные заведения были спроектированы без учета потребностей маломобильных людей. Это создает иллюзию, что проблемы не существует, ведь такие объекты функционируют десятилетиями, и только те, кто сталкивается с барьерами ежедневно, осознают их реальную масштабность.
Что уже работает и какие вызовы остаются
Если раньше инклюзивность рассматривалась как желаемая опция, то сегодня это критическая необходимость для почти 10% населения страны. Восстановление городов после разрушений дает Украине шанс исправить старые ошибки и интегрировать безбарьерные решения в городское пространство на этапе проектирования, а не вносить их постфактум.
Читайте также: Миллионы квадратных метров. В Украине резко ускорилось жилищное строительство — какие регионы вышли в лидеры
Некоторые застройщики уже адаптируют свои проекты к безбарьерным стандартам, интегрируя расширенные инклюзивные решения. Среди них:
Доступ к зданиям и пространствам
- Беспрепятственный доступ к подъездам — пандусы с оптимальным углом наклона делают вход в здания безопасным и удобным.
- Автоматические двери — позволяют попасть внутрь без посторонней помощи.
Лифтовые решения для безбарьерной среды
- Лифты с увеличенными кабинами — в них должно хватать места для колесного кресла, детской коляски и сопровождающего лица.
- Поручни внутри кабины — обеспечивают дополнительное удобство для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
- Тактильные элементы — рельефные кнопки и шрифт Брайля для людей с нарушениями зрения. Минимальная высота между уровнем пола и центральной линией любой кнопки — 900 мм.
- Голосовые сигналы — лифт должен озвучивать этаж во время остановки, что критично для людей с нарушениями зрения.
Несмотря на эти положительные сдвиги, масштабное внедрение инклюзивных решений тормозится из-за ряда вызовов, требующих системного решения.
Основные препятствия — это слабый контроль, финансовые барьеры и отсутствие жестких требований. Во многих европейских странах существует строительная полиция, которая контролирует соответствие объектов нормам. В Украине ответственность распылена между различными ведомствами, что снижает эффективность контроля.
Что необходимо для масштабного внедрения безбарьерности
Усиление контроля — вопрос безбарьерности часто отходит на второй план из-за военных вызовов. Однако именно война сделала эту проблему еще более острой. Поэтому необходимо не только сохранять контроль, но и усиливать его.
Финансовые стимулы — налоговые льготы или гранты для застройщиков, которые внедряют безбарьерные решения.
Популяризация инклюзивности — повышение осведомленности общества и бизнеса о важности доступной среды.
Безбарьерная архитектура — это не просто вопрос комфорта, а основа современного, инновационного и человечного городского пространства. Восстановление Украины должно происходить с учетом этих принципов, ведь доступная среда — это пространство для всех без исключения. Важно не только создавать безбарьерные условия на уровне пешеходной инфраструктуры, но и обеспечивать реальную доступность зданий, а это невозможно, например, без обязательной установки лифтов в многоэтажных объектах.
Если Украина стремится не просто к восстановлению, а созданию конкурентоспособного городского пространства, безбарьерность должна стать не исключением, а правилом. Законодателям — жесткие стандарты и контроль. Девелоперам — осознание экономических выгод. Громаде — требовать изменений. Только так послевоенное восстановление станет точкой цивилизационного скачка.
Теги: Война России против Украины Город Строительство Ветераны Мегаполис инклюзивность
Читать далее
Источник