Возможно ли преодолеть последствия геноцида? Рассказ украинки об опыте Руанды

54

12 апреля, 20:13 Поделиться: Фотографии погибших в результате геноцида в Руанде в здании мемориала в Кигали (Фото: Kigali Genocide Memorial via Facebook)

Фотографии погибших в результате геноцида в Руанде в здании мемориала в Кигали (Фото: Kigali Genocide Memorial via Facebook)

загрузка...

7 апреля мир отметил Международный день памяти о геноциде в Руанде 1994 года, во время которого за сто дней было убито более миллиона руандийских женщин и мужчин, принадлежавших к народности тутси.

Автор: Ирина Дробович

Ирина Дробович, соучредительница, Фонд День после

Массовые убийства сопровождались сексуальным насилием — сотни тысяч женщин были изнасилованы, получили физические и психологические травмы, многие из них также были заражены ВИЧ/СПИДом. Спустя более трех десятков лет, после длительного восстановления правосудия и процесса национального примирения, общество в Руанде продолжает преодолевать последствия геноцида.

Реклама

В марте 2025 года делегация украинских женщин-лидеров посетила Кигали и пообщалась с парламентариями и общественными организациями в Руанде, с практиками примирения и лидерами общин, а также с представителями мемориалов и мест сохранения памяти о геноциде.

В состав группы входила Ирина Дробович, соучредитель Фундации День после. В своем тексте для NV.ua делится опытом преодоления последствий ужасной трагедии в этой стране.

«Деревни примирения»

Три десятка женщин и мужчин в маленькой деревне на Востоке Руанды начинают танцевать под традиционные африканские ритмы. Они поют и таким образом приветствуют своих гостей — украинских женщин, которые приехали к ним издалека, чтобы вместе разделить вечер и послушать их жизненные истории.

Одна из женщин — Мария — рассказывает, как в начале геноцида в апреле 1994 года — напуганная и с маленьким ребенком на спине — она пешком дошла до соседней страны Бурунди. За короткое время она вернулась домой и узнала об убийстве своего мужа и двух других детей. Рядом с Марией сидит мужчина. Он просит прощения за содеянное более трех десятилетий назад. Именно он, отравленный многолетней пропагандой, убивал своих односельчан и считал, что поступает правильно. После того как геноцид завершился, этот человек прошел через процесс правосудия и переосмыслил совершенные преступления. После срока в тюрьме он вернулся в родную общину.

С первого взгляда невозможно понять, кто из этих людей выжил во время геноцида, а кто — убивал своих соседей. Преступник и жертва сидят в одной комнате, вместе поют и разговаривают. Они интересуются у гостей об их жизни в войне, которая продолжается на европейском континенте. И только потом становится понятно, что все эти люди снова живут вместе — на той же улице, где когда-то происходили массовые убийства и преступления против человечности.

«Деревни примирения» (reconciliation villages) — один из инструментов, которые помогли руандийскому обществу справиться с последствиями геноцида. Наряду с «гачача « (gacaca), традиционными судами в общинах «сидя на траве», которые рассмотрели около 1,2 миллиона дел и таким образом помогли вершить переходное правосудие в Руанде, «деревни примирения» стали ежедневными практиками — когда убийца и выживший во время геноцида по-своему переосмысливают пережитое. Вместе ходят по одним улицам, берут воду из одного источника, много лет подряд строят дома в своих общинах — часто молча и отстраненно, но в один из дней, в конце концов, начинают разговор между собой.

Выжившая во время геноцида Мария (слева) стоит рядом со своим односельчанином, который убил ее мужа и двоих детей (март 2025 года) (Фото: Фото предоставлены автором) Выжившая во время геноцида Мария (слева) стоит рядом со своим односельчанином, который убил ее мужа и двоих детей (март 2025 года) / Фото: Фото предоставлены автором

Мы завершали нашу встречу в одной из таких «деревень примирения». Мы слушали историю женщины, которая прошла через опыт изнасилования. Ее односельчанин спрашивал у нас, есть ли у нас дети. Он попросил нас беречь детей от того, что сегодня мы называем пропагандой, которая так сильно разделяет общества. Еще один пожилой мужчина настойчиво просил нас рассказывать историю Руанды в мире, чтобы никогда и нигде больше не повторять бесчеловечных преступлений. Уже прощаясь, Мария поделилась с нами, что потеряв мужа и двоих детей, она через много лет простила своего односельчанина. И такое прощение дало ей немного больше покоя и примирения с собой.

Как помогают женщинам, пострадавшим от насилия

По оценкам отчета Специального докладчика Комиссии ООН по правам человека, во время геноцида в Руанде от 250 до 500 тысяч женщин подверглись сексуальному насилию. Изнасилование было признано одним из самых тяжелых преступлений. Его последствиями стали не только физические и ментальные травмы, но и рост уровня заболевания ВИЧ/СПИДом, которым большое количество женщин было заражено. Более того, многие женщины становились матерями детей, которые были рождены в результате изнасилования. Часто решение родить ребенка женщины принимали вопреки давлению традиционного руандийского общества.

О работе с женщинами, пережившими сексуальное насилие, и с детьми, которые родились в результате изнасилования, рассказывает Годелиев Мукасараси, социальный работник и основательница инициативы Sevota. Пострадавшая от насилия во время геноцида Годелиев открыла свой дом для тех, кто уцелел после изнасилования. Она стала для них поддержкой.

Среди женщин, которым мадам Годелиев оказала помощь, часто были такие, которые не могли справиться с собой — травмированные и молчаливые, порой без единого члена семьи и без навыков зарабатывать себе на жизнь. Лучше всего справиться с травмой женщинам до сих пор помогают встречи и фасилитированные разговоры о пережитом опыте во время геноцида, совместно проведенное время за плетением корзин, а также традиционные африканские танцы и пение, которые женщины также выполняют вместе.

Мадам Годелиев Мукасарахе и волонтеры инициативы Sevota во время встречи с украинскими женщинами (Кигали, Руанда, март 2025) (Фото: Фото предоставлены автором) Мадам Годелиев Мукасарахе и волонтеры инициативы Sevota во время встречи с украинскими женщинами (Кигали, Руанда, март 2025) / Фото: Фото предоставлены автором

На нашей встрече в Sevota в Кигали, особенно трогательными были несколько историй: женщины, которая после изнасилования родила ребенка и не смогла его полюбить, и двух молодых девушек — детей, рожденных в результате изнасилования. Этим женщинами понадобилось много лет, чтобы принять свою идентичность и перестать чувствовать вину перед собственными матерями. Они научились рассказывать свою историю с достоинством и теперь как волонтеры помогают другим примириться с прошлым. Так Sevota, которая фактически является домом мадам Годелиев, стала безопасным местом для сотен женщин, где они смогли превратить свою боль в сообщество поддержки.

Еще одним местом поддержки для тех, кто пережил геноцид, является Avega Agahozo. Эта организация была создана в 1995 году женщинами-вдовами, которые начали собираться, чтобы выплакать свою боль, а дальше решили оказывать помощь другим пострадавшим. Соучредитель и вице-президент Avega Agahozo Констанс Мпинганзима потеряла мужа во время геноцида, но все остальные ее родные уцелели. Уже в первые дни после завершения массовых убийств в Кигали она увидела на улицах разрушенного города много одиноких детей. Констанс стала матерью 15 детей, из которых пятеро своих, а десятерых сирот она взяла под свою опеку и воспитала в своей семье.

Констанс Мпинганзима, соучредительница и вице-президент Avega Agahozo (Фото: Фото предоставлены автором) Констанс Мпинганзима, соучредительница и вице-президент Avega Agahozo / Фото: Фото предоставлены автором

Через 30 лет после геноцида Avega Agahozo продолжает оказывать психологическую помощь и медицинские услуги женщинам, которые овдовели во время геноцида в Руанде. При организации есть клиника, где женщины могут получить лекарства от ВИЧ/СПИД, пройти осмотр у гинеколога, терапевта и реабилитолога, а также работать с психологом, чтобы преодолеть собственные травмы.

Опыт Руанды показывает, что спустя десятилетия после большого общественного потрясения, которым для этой страны стал геноцид, последствия сексуальных преступлений остаются и женщины продолжают нуждаться в поддержке. Наряду с традиционной медицинской и психологической помощью устойчивые практики и сообщества остаются опорой, чтобы травматический опыт не застывал, но постепенно стал частью прошлого.

Сохранение памяти

Еще одним важным процессом, который помогает преодолевать сложное прошлое в Руанде, являются практики мемориализации геноцида. Это большая часть чествования памяти о трагических событиях 1994 года. В стране есть мемориалы, которые создают пространство для переосмысления опыта геноцида, а также места памяти, где более 30 лет назад совершались массовые убийства и преступления против человечности.

Мемориал геноцида в Кигали стал местом захоронения для более 250 тысяч руандийцев из народности тутси, которые были убиты только в Кигали и окрестностях города. Команда Мемориала под руководством Фредди Мутангуга проводит системную образовательную и адвокационную работу — организует обучение для экспертов из Руанды и других африканских стран по предупреждению и недопущению преступлений против человечности, разрабатывает курс для руандийских школьников об истории геноцида 1994 года, а также принимает на учебные визиты гостей из разных уголков мира, которые хотят глубже понять постконфликтный опыт Руанды.

Фредди Мутангуга (в центре) с командой украинских женщин-лидеров во время обучающего визита в Мемориал геноцида в Кигале (март 2025 года) (Фото: Фото предоставлены автором) Фредди Мутангуга (в центре) с командой украинских женщин-лидеров во время обучающего визита в Мемориал геноцида в Кигале (март 2025 года) / Фото: Фото предоставлены автором

Для большинства сотрудников работа в Мемориале является частью личной истории. В разговоре с нами Фредди рассказывает, что пережил геноцид в 18 лет. Он потерял родителей и четырех сестер, выжил и посвящает свою жизнь тому, чтобы хранить память об этой трагедии. Он начал с волонтерства и работал с «деревнями примирения», а сегодня возглавляет Мемориал и рассказывает на крупных международных площадках — от панафриканских инициатив до сообществ в Европе и США — о важности системной политики памяти, о построении партнерств с правозащитными и экспертными средами для лучшего осмысления постконфликтных практик, а также о том, что рассказывать личные истории о пережитом геноциде важно и нужно, чтобы никогда снова не допустить таких трагедий в будущем.

Еще одним подходом к сохранению памяти является создание мемориалов там, где более трех десятков лет назад были совершены массовые убийства. Так, рядом со столицей Кигали расположен Мемориальный центр геноцида Нтарама — место, где в 1994 году убили сотни руандийцев, в том числе и детей, принадлежавших к народности тутси. В законсервированных зданиях церкви, воскресной детской школы и небольшого домика, который служил кухней, сохранены вещи, принадлежавшие тем, кто несколько недель скрывался здесь от убийц, но впоследствии здесь и погиб.

Антуан, сотрудник Мемориального центра, подробно рассказывает обо всем, что происходило здесь, и постепенно проводит нас к месту упокоения сотен руандийцев тутси — мемориальной доске с именами погибших и большому залу, где хранятся их останки. Время останавливается в этом пространстве.

***

Учебный визит состоялся по инициативе украинского Фонда День после в сотрудничестве с Мемориалом геноцида в Кигали и при поддержке Международного фонда «Возрождение».

Результаты визита будут представлены во время специального мероприятия 15 апреля, в 18:00, в Киеве. Зарегистрироваться на него можно по ссылке.

Редактор: Анастасия Одинцова

Теги:   Руанда Геноцид Примирение

Читать далее

Источник