Дисковод на Boeing 747-400
Том Перски, основатель сайта floppydisk.com, опубликовал книгу, в которой рассказал, что в XXI веке человечество все еще зависит от давно устаревших флоппи-дискет. Перски владеет магазином, который продает тысячи дискет в год, и спрос на них не падает. И дело не в энтузиастах и любителях ретро-технологий, напротив, дискеты очень востребованы в одной крайне важной отрасли – коммерческой авиации.
Как поясняет Перски, когда в 1980-х инженеры проектировали новые самолеты, а также другие устройства, которые должны будут проработать десятки лет, они установили туда самое лучшее и современное на тот момент оборудование. И это стало камнем преткновения, потому что заменить один модуль в персональном компьютере просто и дешево, а вот переделать начинку огромного авиалайнера – наоборот. Как следствие, хотя цифровые технологии все время развиваются, на многих самолетах, поездах, станках и прочем громоздком оборудовании все еще вынуждены применять давно почившие флоппи-дискеты.
Конечно, можно провести модернизацию, но это затратно и далеко не всегда сулит выгоду. К примеру, по данным Aeroweb в США в 2020 году насчитывалось 7690 самолетов, которые совершали коммерческие перелеты. Зачастую рутинные, с минимальной маржинальностью, а потому никакие инвестиции в новые технологии там не окупятся. Тем более, если дискеты успешно выполняют свою задачу, но из-за несовершенства технологии недолговечны и их приходится регулярно заменять на новые.