Удивительная история рекордного беспосадочного полета, который длился дольше, чем вы думаете

16

Удивительная история рекордного беспосадочного полета, который длился дольше, чем вы думаете

Об этой безумной истории слышали немногие, даже среди любителей авиации. А ведь те из нас, кто бывал в аэропорту Лас‑Вегаса, наверняка замечали маленькую «Сессну», подвешенную над залом выдачи багажа. Этот самолет — не просто элемент декора, а главный герой невероятного полета, который десятилетиями оставался почти забытым.

загрузка...

Все началось в середине 1950‑х годов в Лас-Вегасе. В то время отель‑казино «Hacienda» испытывал трудности с привлечением посетителей. Тогда техник по игровым автоматам и бывший пилот-бомбардировщик Второй мировой войны Роберт «Боб» Тимм предложил своему начальству рекламный трюк: пролететь на небольшом самолете без посадок столько, сколько выдержат человек и техника.

Казино дало «зеленый свет» — под предлогом благотворительной акции в пользу фонда по борьбе с раком — и в 1958 году Тимм получил 100 тысяч долларов на проект. На эти деньги он купил подержанную Cessna 172 1956 года выпуска.

Удивительная история рекордного беспосадочного полета, который длился дольше, чем вы думаете

Тимм уже какое-то время самостоятельно пытался ставить рекорды полетов на выносливость ради развлечения и потерпел неудачу во всех трех попытках — либо из–за механических неполадок, либо из-за полного истощения. Он понял, что ему нужен еще один опытный пилот/механик, который помогал бы удерживать самолет в воздухе достаточно долго, чтобы установить рекорд.

Так в команде появился Джон Уэйн Кук, пилот и авиамеханик, работавший в обслуживании самолетов компании Alamo. Кук вызвался участвовать в миссии, и в течение следующих месяцев, вместе с механиком Ирвом Куэнци, они занялись серьезной переделкой Cessna 172 для сверхдолгого полета.

Подготовка самолета

Почти все, кроме кресла пилота, из кабины убрали. На месте второго кресла уложили 10-сантиметровый матрас для сна между сменами, установили крошечную раковину для умывания и складной походный туалет.

Двигатель заменили на совершенно новый шестицилиндровый Continental объемом 2370 кубических сантиметров, доставленный прямо с завода. По настоянию Тимма к нему добавили систему впрыска спирта (к большому неудовольствию Куэнци) — считалось, что периодическая подача спирта поможет очищать цилиндры от нагара. Тимм также настоял, чтобы Continental предоставила «специальный» двигатель в обмен на рекламу. Лишь после рекорда компания призналась, что единственная «особенность» мотора заключалась в том, что секретарша менеджера по продажам просто выбрала на заводе тот, что ей понравился больше всех.

Удивительная история рекордного беспосадочного полета, который длился дольше, чем вы думаете

К самолету прикрепили дополнительный топливный бак на 360 литров под фюзеляжем. Электрический насос перекачивал топливо из него в крылья. Маслопроводные шланги проложили заново, а в переборку внесли изменения, чтобы экипаж мог менять масло и фильтр прямо в полете — при работающем двигателе. В то время нормальный интервал замены масла у мотора Continental O-300 составлял около 25 часов. Забегая вперед, двигатель «Сессны» проработал непрерывно более 1500 часов.

Во время тестовых попыток «специальный» двигатель постоянно прогорал — клапаны выгорали один за другим. Тогда Куэнци снял его и поставил обратно старый мотор, который уже имел 450 часов наработки, а систему впрыска спирта просто отключил, не говоря Тимму.

Полет

Если вы постоянный читатель Техкульта, то наверняка знаете о современной заправке самолетов в воздухе. Так вот — они этого не делали. Вместо этого каждая дозаправка выглядела как трюк из фильма «Миссия невыполнима» с Томом Крузом. Когда топливо подходило к концу, самолет снижался и летел медленно над шоссе — а грузовик сопровождения на земле ехал синхронно с ним.

Удивительная история рекордного беспосадочного полета, который длился дольше, чем вы думаете

Тимм оставался за штурвалом, а Кук вылезал наружу, встав на специальную складную подножку у двери пассажира, и тянул вверх шланг от человека в шлеме, стоявшего в кузове грузовика. Летели они так низко и медленно, почти на грани сваливания, что шлем был необходим — голову заправщика действительно задевало днище самолета не один раз.

Всего они исполнили этот трюк 128 раз: по две дозаправки в день, днем и ночью.

Удивительная история рекордного беспосадочного полета, который длился дольше, чем вы думаете

Еду и напитки — любезно приготовленные казино «Hacienda» — тоже поднимали с грузовика при каждой дозаправке. А содержимое походного туалета? По словам Тимма, они просто «бомбили пустыню» — что бы он под этим ни имел в виду.

Полет начался 4 декабря 1958 года. В течение более двух месяцев пилоты Роберт Тимм и Джон Кук сменяли друг друга каждые четыре часа, кружась в основном над Невадой, Калифорнией и Аризоной.

Когда 7 февраля 1959 года они наконец приземлились, маленькая Cessna провела в воздухе 64 дня, 22 часа, 19 минут и 5 секунд — рекорд, который не побит и сегодня. За это время самолет преодолел более 150 000 миль — примерно шесть кругосветных путешествий — не покидая пределов пустыни Мохаве.

Удивительная история рекордного беспосадочного полета, который длился дольше, чем вы думаете

Почти все, что могло выйти из строя, вышло: генератор, отопитель, автопилот, подсветка приборов и даже некоторые датчики. Пилоты болели, изматывались и временами были на грани помешательства. Однажды Тимм заснул прямо за штурвалом и очнулся уже на полпути к Мексике.

К шестидесятому дню внутренности двигатель покрылись таким слоем нагара, что из-за недостатка мощности самолету стало трудно набирать высоту. А на 64-й день, едва не задев забор после очередной дозаправки, пилоты решили, что хватит, и посадили самолет на поле МакКарран в Лас-Вегасе.

Сегодня та самая Hacienda Cessna с бортовым номером N9217B по-прежнему висит под потолком в зоне получения багажа аэропорта Гарри Рида (бывший МакКарран). Если когда-нибудь окажетесь там, ожидая чемодан, просто поднимите взгляд — зрелище того стоит.

Удивительная история рекордного беспосадочного полета, который длился дольше, чем вы думаете Понравился пост? Есть что сказать? Присоединяйтесь: Удивительная история рекордного беспосадочного полета, который длился дольше, чем вы думаете Поделиться
Вконтакте