Ученые из Токийского университета провели серию экспериментов по изучению «ритмической синхронистичности» у грызунов. Это сложное явление, которое предполагает возможность выявлять упорядоченные факторы и реагировать на них на основании осознания происходящего без прямого физического контакта. Простейший пример – способность почувствовать ритм музыки и двигаться в такт нему, предугадывая изменения в мелодии так, чтобы в результате получился танец или его подобие.
Ранее считалось, что эта способность к восприятию ритма является прерогативой людей, потому что она принципиально отличается от способов обучения, основанных на физических упражнениях. Например, если грызуна вознаграждать пищей или бить слабым током в ответ на его поступки, его можно научить проходить довольно сложные лабиринты. Однако прослушивание музыки, хотя и является физическим процессом, не создает никаких побудительных воздействий на живое существо.
Тем удивительнее для японских ученых оказалось наблюдать обратное – при помощи акселерометров они зафиксировали осознанные ритмичные движения грызунов в такт музыке. Данные были проверены на людях и оказалось, что наиболее выразительная реакция наблюдается при ритме с частотой в 120-140 ударов в минуту. Это почти точно соответствует скорости работы слуховой коры головного мозга, что означает – способность к ритмической синхронистичности зависит от интеллектуальных способностей живого существа.
Крысы во многих аспектах не менее сообразительны, чем люди, поэтому японские ученые на основании проведенных опытов выдвинули гипотезу о наличии у них потенциала к творческим способностям. Если мы сумели обнаружить и измерить реакцию мозга грызунов на музыку, возможно, получится проверить это при помощи литературы, живописи и других видов искусств? Или даже удастся обучить крысу способности создавать новые шедевры — в меру своих