ТОП-5 ошибок при зарядке электромобиля. Как их избежать?

27

16 апреля, 21:02 Поделиться: Как правильно заряжать электромобиль (Фото: NV via Midjourney)

Как правильно заряжать электромобиль (Фото: NV via Midjourney)

загрузка...

Автор: Максим Рокатанский

Электромобили стремительно превратились из нишевой покупки в массовое явление. С ростом интереса к ним растет и потребность в надежных советах по обслуживанию. Зарядка — важнейший аспект владения, и тут нюансов хватает.

Хотя руководства по эксплуатации объясняют основные принципы, есть и менее известные подводные камни и ошибки, которые могут сократить срок службы батареи или снизить общую эффективность.

Реклама

Вот пять основных ошибок, которые владельцы «электричек» часто упускают из виду во время зарядки, а также практические способы избежать их.

Слишком частая зарядка свыше 80%

Зарядка электромобиля на 100% может показаться логичной — ведь вам нужен максимальный запас хода.

Однако каждый раз доводить батарею до полного заряда может оказаться вредным в долгосрочной перспективе. Большинство современных производителей электромобилей разрабатывают системы управления батареями так, чтобы продлить срок их службы, но регулярная зарядка батареи до 100% создает ненужную нагрузку на ее элементы.

Такая дополнительная нагрузка может ускорить деградацию, что со временем приведет к сокращению общего запаса хода.

Во многих случаях рекомендуемая «оптимальная точка» для ежедневной зарядки находится в диапазоне 80−90%. Заряжая батарею в пределах этого диапазона, вы позволяете ей отдохнуть в диапазоне напряжения, который меньше нагружает элементы. Некоторые модели даже предлагают настраиваемые пределы зарядки в своем бортовом программном обеспечении по этой причине.

Читайте также: Когда пора менять зимние шины на летние? ТОП-7 вещей, которые нужно знать о сезонной смене резины

Хотя может показаться нелогичным не использовать все до последнего процента запаса хода, вы часто обнаружите, что вам не нужны эти дополнительные 10−20% емкости для повседневной езды.

Перезарядка также может вызвать более интенсивные процессы терморегулирования, поскольку при приближении к полной емкости батарея выделяет больше тепла.

Батарея, которой приходится чаще охлаждать себя, быстрее изнашивается, расходуя дополнительную энергию на регулирование температуры, а не на питание вашего накопителя. Это означает, что в конечном итоге вы потеряете в эффективности, получив относительно небольшую выгоду.

Частая разрядка ниже 10%

И поговорим об обратной стороне медали.

В то время как перезарядка изнашивает батарею электромобиля, противоположная крайность — регулярный сброс заряда ниже 10% — может быть не менее вредной. Батареи плохо реагируют на очень низкие уровни напряжения.

Когда уровень заряда батареи падает слишком низко, внутри нее происходят химические реакции, которые могут уменьшить общую полезную емкость и со временем ухудшить характеристики.

Даже несмотря на то, что электромобили оснащены встроенными буферами, предотвращающими критическое повреждение аккумулятора, постоянное превышение нижних границ диапазона работы батареи все равно ускоряет ее износ. На практике это проявляется в постепенном уменьшении общего запаса хода или увеличении времени, необходимого для достижения более высоких уровней заряда.

Кроме того, глубокая разрядка может привести к чрезмерному выделению тепла в процессе зарядки.

Когда вы подключаетесь к сети при очень низком проценте заряда, батарея работает интенсивнее и быстро нагревается, поскольку система зарядки пытается поднять напряжение из почти пустого состояния.

Со временем такие частые тепловые скачки могут создать дополнительную нагрузку на элементы питания, снижая их способность эффективно удерживать заряд.

Чтобы снизить этот риск, планируйте сеансы зарядки заранее. Если вы знаете, что вам предстоит долгая поездка на работу или что вы будете выполнять множество поручений, запланируйте остановку на проверенной зарядной станции или подключитесь к сети дома до того, как уровень заряда батареи станет критически низким. Внимательное отношение к состоянию заряда батареи и уважение к нему напрямую влияет на долговечность и стабильность работы.

Зарядка на мощных станциях при экстремальных температурах

Станции быстрой зарядки — одно из главных удобств для водителей электромобилей.

За считанные минуты вы можете пополнить значительную часть заряда батареи, что делает поездки по дорогам или пополнение запасов в последнюю минуту менее напряженным.

Но хотя быстрая зарядка может стать спасением, ее использование при палящей жаре или лютом холоде может привести к ускоренному износу батареи.

Аккумуляторы чувствительны к перепадам температур, поскольку химические реакции внутри элементов сильно зависят от тепла и холода. Быстрая зарядка в очень жарких условиях может привести к перегреву аккумулятора, что заставит систему охлаждения автомобиля работать в усиленном режиме.

Читайте также: 400 км за пять минут. BYD анонсировал быструю зарядку для электрокаров — она вдвое быстрее, чем у Tesla

С другой стороны, быстрая зарядка на морозе может привести к неравномерному распределению ионов лития внутри ячеек, что может сократить срок службы батареи при многократном использовании.

Кроме того, когда система терморегулирования автомобиля работает на максимальной мощности, вы потребляете дополнительную энергию для регулирования температуры батареи, а не для подпитки двигателя.

Это не только снижает эффективность, но и может привести к незначительным колебаниям характеристик, например, замедлению разгона или снижению рекуперативного торможения во время и после зарядки.

Если вы находитесь в регионе с экстремальными сезонными температурами, по возможности старайтесь заряжаться в более умеренных условиях.

Подумайте о предварительном кондиционировании автомобиля — многие электрокары оснащены функцией, которая нагревает или охлаждает батарею до оптимальной температуры перед зарядкой.

Если есть возможность, используйте зарядки меньшей мощности в исключительно жарких или холодных условиях или, по крайней мере, постарайтесь уменьшить использование быстрой зарядки постоянным током, чтобы сохранить общее состояние батареи.

Пренебрежение обновлениями

В первые дни владения электромобилем некоторые водители придерживались подхода «подключайся к сети при любой возможности», опасаясь за запас хода.

Страх новичка — тут все понятно. Но постарайтесь побыстрее от него избавиться.

Сегодня улучшенная инфраструктура и более совершенные бортовые системы позволяют более тонко управлять зарядкой. Многие автомобили предлагают функции составления расписания и возможность устанавливать окна зарядки, совпадающие с непиковыми тарифами на электроэнергию.

Но хотя экономия денег на электричестве — сильный стимул, есть еще более веская причина воспользоваться преимуществами зарядки по расписанию: долговечность аккумулятора.

График зарядки поможет вам избежать длительного пребывания батареи в состоянии повышенного заряда (например, 90% и выше).

Если ставить автомобиль на зарядку ближе к тому времени, когда вы планируете ездить, вы сведете к минимуму время пребывания батареи под высоким напряжением.

Читайте также: ТОП-3 самых надежных премиальных б/у авто не дороже $15000

Кроме того, с ростом числа обновлений по воздуху (OTA) для многих современных электромобилей, пренебрежение обновлениями программного обеспечения может означать пропуск критически важных улучшений в управлении батареей.

Эти улучшения могут включать в себя усовершенствованные алгоритмы зарядки, улучшенную терморегуляцию или даже незначительное повышение производительности, которое помогает поддерживать здоровье аккумуляторного блока.

К сожалению, некоторые водители не решаются сразу установить обновления, опасаясь ошибок или изменений в функциях автомобиля.

И хотя казусы у некоторых производителей действительно случались, в целом не стоит слишком переживать по этому поводу. Обновления все же приносят больше пользы, чем вреда.

Игнорирование влияния климат-контроля во время зарядки

Легко думать, что климат-контроль, будь то обогрев или охлаждение автомобиля, это то, о чем вы беспокоитесь только во время движения.

Однако включение кондиционера или отопления на полную мощность во время зарядки может иметь долгосрочные последствия для здоровья аккумулятора и скорости восполнения его заряда. Это не просто вопрос комфорта: взаимодействие между температурой батареи и ее внутренними химическими процессами напрямую влияет на эффективность и общую долговечность.

Между тем, если уж вы ждете пока закончится процесс зарядки, сидя в салоне, соблазн обеспечить себе комфорт, весьма велик.

Когда вы обогреваете или охлаждаете салон во время зарядки, автомобиль вынужден тратить дополнительную энергию на питание этих систем. В результате зарядка происходит медленнее, поскольку часть поступающего электричества не попадает в батарею. Вы можете заметить это по увеличению общего времени зарядки или по небольшой задержке в достижении обычного предела заряда.

Кроме того, повторяющиеся циклы использования климат-контроля могут привести к более резким колебаниям внутренней температуры аккумулятора, что создает нагрузку на систему терморегулирования.

Эта нагрузка особенно заметна, если электромобиль подключен к зарядному устройству после поездки в условиях экстремальных температур. Попытка быстро охладить или нагреть салон сразу после того, как батарея уже нагрелась или охладилась в условиях движения, может привести к усугублению тепловой нагрузки.

Разумной стратегией тут может быть умеренное использование климат-контроля во время зарядки.

Если есть возможность, предварительно кондиционируйте автомобиль дома или на удобной станции, чтобы избежать недостатков производительности и здоровья батареи, связанных с резкими перепадами температуры.

Читайте также:

Теги:   Лайфхак Лайфхаки для всех Электромобили

Читать далее

Источник