Ценности важнее денег. Как Best Way Foods развивается несмотря на кризис и войну

24

5 апреля, 16:04 Позиция Поделиться: Best Way Foods

Best Way Foods

загрузка...

Разговор с Виталием Ивановым, CEO компании Best Way Foods, о том, как создать успешный бизнес в условиях непредсказуемости и почему диверсификация дает стабильность любому делу.

Виталий Иванов,

CEO компании Best Way Foods

С чего начался ваш путь в «сладком бизнесе»?

Все было очень классически. В 1993 году, после армии, я учился в Запорожском торговом колледже и параллельно работал пекарем. Это была одна из первых частных пекарен Запорожья. В ней продавали очень популярный тогда вид хлеба — европейский. Для меня там все было новое: новые вкусы, новые технологии, новые возможности. Все это было очень интересно. Настолько, что очень быстро я стал технологом, а затем — заведующим производством. И с тех пор я в этом бизнесе.

Best Way Foods Фото: Best Way Foods

Как появилась идея открыть собственное дело?

Идея была всегда. Первую попытку мы с партнером сделали, когда создали предприятие, занимавшееся поставками сырья. Его, кстати, впоследствии купила компания из Италии — «Мастер Мартини», где я стал коммерческим директором, а затем и генеральным.

Именно в «Мастер Мартини» я проработал девять с половиной лет и получил весь свой профессиональный опыт. Речь не только о коммерческой, но и производственной стороне. Это дало мне понимание, как правильно держать баланс в бизнесе, чтобы он был успешным. И решил снова попробовать.

Best Way Foods Фото: Best Way Foods

Опять продуктовый бизнес?

В этот раз нет. Я реализовал другую свою страсть. Вообще, это часть моей бизнес-философии — заниматься только тем, что тебе лично нравится. Я считаю, что любой бизнес должен быть от сердца, быть стилем жизни, иначе это станет большим бременем. А когда ты работаешь в том направлении, которое тебе нравится, ты даже не чувствуешь, что это работа, ты чувствуешь, что это твоя жизнь. Поэтому с 13-ти лет, когда мой дед подарил мне старенький «Карпаты Спорт», я езжу на мотоцикле. А еще занимаюсь подводной охотой. Причем погружаюсь без акваланга, только на задержке дыхания. И вот эти два экстремальных хобби очень хотелось снимать. Так мы с Антоном Рубаном создали компанию Extreme Pride, которая сначала занималась дистрибуцией камер GoPro, а за 14 лет выросла до десятков брендов бытовой техники и электроники со всего мира. А еще у нас есть собственная торговая марка QUIN — бренд малой бытовой техники высокотехнологичного дизайна, которая недавно начала продаваться в Украине.

Best Way Foods Фото: Best Way Foods

А еще вы — совладелец компании Spell Chocolate?

Да, это еще один мой бизнес, но им руководит наш партнер с Антоном — Алексис Анцюнас. В целом моя бизнес-модель основывается на диверсификации. Она заключается и в количестве брендов, и в количестве продуктов, и в количестве каналов сбыта, и в количестве рынков, и в возможностях продавать как можно шире во всех смыслах. Потому что диверсификация дает стабильность.

Best Way Foods Фото: Best Way Foods

Как пришло решение вернуться в пищевую промышленность?

В 2014 году, когда началась война, никто не понимал, что делать. Доллар начал расти, бытовая техника, автомобили, дома не продавались. Чего нельзя было сказать о продуктах питания. Тогда я понял, что нам нужна диверсификация бизнеса. Кроме того, у меня всю жизнь был опыт работы с пищевыми продуктами, поэтому я решил, что нам нужно восстановить это. Так появилась компания Best Way Foods. Нашей целью был импорт какао-продукции и шоколада в Украину от ведущих мировых производителей. Я предложил одному из крупнейших мировых концернов по производству шоколада свой опыт в роли дистрибьюторской компании и пообещал, что за год смогу показать тот результат, который их поразит. Собственно, я сдержал слово. Мы сделали втрое больше продаж, чем договорились, и начали развивать этот бизнес. Сейчас Best Way Foods — один из крупнейших импортеров шоколада в Украине. Например, в 2024 году мы сделали 46% всего отечественного импорта. Это более 700 тонн шоколада и более 1500 тонн какао.

Best Way Foods Фото: Best Way Foods

В чем секрет вашего успеха?

У меня такое правило: сначала «с кем?», а потом «что?». Рядом со мной всегда те люди, с которыми у нас общие ценности. И только с такими можно делать большие дела. Только в таком порядке: сначала ценности, а потом все остальное. И все мои бизнесы — это мое отражение. Я не могу продавать просто сахар, я продаю уникальный сахар. Мы завозим продукты со всех уголков мира, и это уникальные продукты. Все продукты, которые мы реализуем, взаимодополняют друг друга. Наш клиент может прийти к нам и в одном месте приобрести все, что ему нужно. У нас в портфеле много брендов, много продуктов.

Именно поэтому мы и успешны — мы не скованы ограничениями одного бренда, или единственного поставщика, или какой-то конкретной страны, откуда мы берем все.

У нас большая линейка товаров, насчитывающая более 1300 наименований, мы постоянно находимся в поисках новых направлений развития. Пробуем и тестируем новые изделия, внедряя инновационные подходы.

Например, тот самый уникальный сахар, который мы импортируем из Бельгии, не тает в духовой печи. То есть, вы посыпаете им выпечку, запекаете — и сахар остается такими же кристалликами сверху, как и до запекания. Именно такие продукты мы называем продуктами с добавленной стоимостью, потому что они имеют уникальные технологические свойства и позволяют воплощать сложные решения.

Best Way Foods Фото: Best Way Foods

Кто является вашими клиентами?

Абсолютно все пищевые производства в Украине — мы сотрудничаем с крупными предприятиями. Но цикл продаж для них длинный — один ингредиент мы можем внедрять 6 или даже 8 месяцев до запуска его производства на линиях. Также это направление «гурме». Это условное название, которое объединяет различные направления, такие как: HoReCa, то есть все рестораны, гостиницы, бары, кафе; ритейл с их собственным производством, небольшие кондитерские цеха, частные пекарни и т. д. Наши продукты входят в состав сладостей таких сетей как: «Метро», «Сильпо», «Novus». У нас есть направление интернет-продаж. Сегодня нашу продукцию можно найти на Розетке и в более 20-ти профессиональных кондитерских интернет-магазинах, которые работают исключительно с ингредиентами.

Продукты, для которых вы продаете сырье: что это может быть?

Что угодно. Булочка, йогурт, творожок или даже пиво. Потому что в Best Way Foods мы продаем солод, который специально привозим из Британии и имеем технолога, который занимается разработкой напитков. У нас есть своя лаборатория, своя студия, свое оборудование — все, что нужно для продажи финальных концептов, финальных продуктов, финальных решений. Вот из последнего, например, мы совместно с крупной продуктовой компанией запускаем новый для украинского рынка продукт — глазированные сырки с алкогольной начинкой.

Best Way Foods Фото: Best Way Foods

А какие тренды или тенденции популярны сейчас в «сладком бизнесе»?

Есть тренд на снижение калорий. Поэтому мы привозим продукты, которые являются не только заменителями сахара, но и сохраняют его технологические свойства. Ранее заменители сахара, такие как стевия, не справлялись с этим. Потому что когда вы делаете крем, сахар является не только подсластителем, но и стабилизатором. Он работает как эмульгатор и позволяет взбить крем. А заменители сахара этого не делают. Поэтому мы привозим из Бельгии уникальный сахар-заменитель, который я нашел в журнале, который пишет о тенденциях кондитерского дела. Он не только дает сладкий вкус, но и технологически работает как сахар, потому что он карамелизируется. Это уникальная штука, и крупные производители заинтересованы в ней. Потому что если добавить этот заменитель в киевский торт или мороженое, вы на вкус разницы не почувствуете, но при этом вместо 300 килокалорий съедите только 100.

Best Way Foods Фото: Best Way Foods

Бизнес во время войны — настоящее испытание. Какие трудности пришлось преодолевать за последних три года?

Первая внутренняя трагедия у нас была, когда в Броварах разбомбили склад. Это был лицензионный таможенный склад, где хранилась наша продукция. Мы как раз привезли шоколад к сезону мороженого и весь его потеряли. А еще потеряли большое количество денег на оккупированных территориях, где остались предприятия, которые были нашими должниками. Вторая большая проблема возникла у нас с поставщиками, потому что в начале войны никто не хотел с нами работать. Почти все сказали вернуть деньги, потому что мы работали по отсрочке. Поэтому я потратил почти два месяца, чтобы каждого убедить продолжать сотрудничество. Тот долг мы до сих пор отдаем, хотя там осталось около 10%. А еще есть проблема с людьми. Сейчас мы расширяемся, набираем людей, но это очень сложно. И речь не только о том, что надо найти профессионалов, люди боятся путешествовать, а наш бизнес с этим тесно связан, потому что мы продаем, поэтому должны ездить к клиентам. Поэтому это большой вызов для любого предпринимателя.

Best Way Foods Фото: Best Way Foods

Какие цели ставите перед собой сейчас?

Развиваться и диджитализироваться. Потому что современный мир без цифровых технологий невозможен. Поэтому мы вводим большое количество цифровых решений в дистрибьюторском бизнесе. В качестве примера берем американские компании US Foods и Sysco, которые вместе занимают почти 70% их рынка. Они сотрудничают с клиентами в разных направлениях через электронные кабинеты, и эта цифровая коммуникация упрощает и ускоряет все бизнес-процессы.

А еще мы запускаем собственное производство. У нас уже есть торговая марка Cookit, которая представлена в сотнях магазинов по всей стране с различными продуктами и ингредиентами для пищевой промышленности. А в ближайшее время Cookit выйдет и на европейский рынок.

Теги:   Best Way Foods Бизнес Spell Chocolate Пищевая промышленность Выпечка Продуктовий бізнес диверсифікація Шоколад Какао Виталий Иванов

Читать далее

Источник