2 апреля, 20:15 Сюжет Поделиться:
Взлет российского Ту-22М3 (Фото: Минобороны РФ)
В российской Иркутской области в среду, 2 апреля, разбился стратегический бомбардировщик Ту-22М3. Такие самолеты РФ использует во время массированных атак по Украине.
В минобороны страны-агрессора утверждают, что бомбардировщик упал в безлюдной местности якобы из-за «технической неисправности». По версии оккупантов, пилот погиб, а экипаж катапультировался.
Реклама
NV напоминает основные характеристики самолетов Ту-22М3, которые являются носителями опасных ракет Х-22.
Читайте также: «Кремль пускает пыль в глаза». Российская стратегическая авиация доживает свое — Катков
Самый секретный
До 1992 года в печати не было ни одного упоминания об «Изделии 45» — так в СССР называли дальние сверхзвуковые ракетоносцы-бомбардировщики с изменяемой стреловидностью крыла семейства Ту-22М. Затем гриф особой секретности был снят, но до сих пор существенная часть информации о проекте отсутствует.
Читайте также: Истребитель МиГ-31К: что важно знать об особенностях самолета, взлет которого грозит Украине ударами Кинжалов
Известно, что Ту-22М3 в конце 1970-х пришел на смену Ту-22М2. У той модели, по данным российских военных историков, имелось немало принципиальных недостатков; кроме того, их массовое серийное производство было запрещено по Договору о сокращении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2) 1979 года.
Первый полет Ту-22М3 совершил 20 июня 1977 года, с 1978-го запущен в серийное производство на Казанском авиазаводе имени Горбунова. В 1993 году выпущен последний экземпляр.
Точно неизвестно, сколько исправных Ту-22М3 находится на вооружении армии страны-агрессора сегодня. Эксперт Том Купер считает, что всего таких машин в середине 2010-х годов осталось не больше 60, из них половина — в состоянии боевой готовности.
Самолеты базируются на аэродромах Оленья, Шайковка, Белая и Дягилево. В декабре 2022 года как минимум один Ту-22М3 был серьезно поврежден после атаки беспилотников по Дягилево — после этого агрессор переместил свою стратегическую авиацию на другие локации.
Инфографика: NV
Основные характеристики
- Экипаж: 4 человека
- Размах крыла: от 23,3 до 34,3 м в зависимости от угла стреловидности
- Длина: 42 м
- Высота: 11 м
- Взлетная масса: 112 т
- Предельная перегрузка: 2,5 g
- Максимальная скорость на высоте: 2300 км/ч
- Крейсерская скорость: 930 км/ч
- Потолок высоты: 13,3 км
- Дальность полета: 6800 км
Для чего создавался
Если вкратце — для ядерной войны. Сверхзвуковой ракетоносец должен был в условиях конфликта сверхдержав выпустить сразу три гиперзвуковые ракеты Х-22 по американскому авианосцу с расстояния не менее 600 км.
Погрешность ракет (круговое отклонение) была колоссальной, сказал Настоящему времени военный эксперт Павел Лузин. «Это ракета, которая наводится на авианосец — на огромную груду железа, металла, стали, на то, что видно головке самонаведения. Эта ракета в основном предполагалась в ядерном исполнении. Плюс-минус 200−300 метров — какая, в общем-то, разница?!» — прокомментировал он.
Также Ту-22М3 может нести до 12 тонн свободно падающих бомб, один залп способен накрыть площадь, равную 35 футбольным полям. В отличие от Ту-22М2, может одновременно применять крылатые ракеты и бомбы.

Боевые вылеты Ту-22М3 были относительно успешны в Афганистане и Сирии, где не было современной ПВО. Но уже в ходе войны в Грузии 2008 года одна из машин была сбита сразу после бомбометания — и полеты дальней авиации на том прекратились до конца конфликта.
В ходе полномасштабного вторжения в Украину
В апреле 2022 года, по информации Института изучения войны, Ту-22М3 бомбили завод Азовсталь, где держал оборону гарнизон Мариуполя. Но в основном РФ применяет эти самолеты как ракетоносцы, запуски ракет Х-22 происходят в глубоком тылу, где нет риска поражения самолета украинским истребителем или наземной ПВО.
Читайте также: В несколько раз быстрее звука. Что известно о ракетах Х-22, одной из которых россияне убили десятки человек в доме в Днепре
Как указал в интервью NV эксперт, исследователь истории авиации Михаил Жирохов, россияне совершают пуски либо из Астраханской области над полигоном, где нет людей, либо над Каспийским морем, что связано с особенностями Х-22. «Это очень старая ракета, в которой используется жидкое ракетное топливо. К тому же оно настолько высокотоксичное, что во время заправки ракеты техники должны надевать общевойсковой защитный комплект с противогазом. В то же время это ракетное топливо нестабильно. А больше всего отказов ракет происходит именно во время пусков. То есть, проще говоря, у Х-22 может не завестись двигатель», — отметил он.
Известны и случаи захода Ту-22М3 на пуски в акватории Азовского моря.
Мощная (960 кг взрывчатки), но крайне неточная ракета Х-22 по крайней мере дважды становилась причиной массовой гибели мирных жителей Украины.
27 июня 2022 года — удар по торговому центру Амстор в Кременчуге, погибло 22 человека, более 60 ранено. Две ракеты, вероятно, были нацелены на завод Кредмаш, но устаревшая электроника определила как цель здание супермаркета по соседству.
14 января 2023 года — одна ракета поразила жилую многоэтажку на Набережной Победы в Днепре, 46 погибших, 75 пострадавших. Подъезд полностью уничтожен. Х-22 тогда использовались для ударов по украинской энергетической инфраструктуре, однако рядом с домом никаких энергетических объектов нет.
До весны 2024 года Украине не удавалось сбивать ракеты Х-22, они были слишком быстрыми для украинской ПВО.
Однако в ночь на 19 апреля 2024 года, отражая воздушную атаку россиян, силы противовоздушной обороны Украины впервые сбили две ракеты Х-22, подтвердил командующий Воздушных Сил ВСУ Николай Олещук.
Поступление на вооружение Украины современных западных систем (Patriot, SAMP/T, Iris-T) поставило неуязвимость этих российских крылатых ракет под вопрос.
Инфографика: NV
Кроме того, такие ракеты уже давно не выпускаются, а о сколь-нибудь серьезном арсенале пришедших им на смену Х-32 ничего неизвестно.
Читайте также: Х-22. Оккупанты ударили пятью ракетами по Николаевской области
Если говорить о носителях ракет, то жизненный ресурс фюзеляжей подходит к концу (самой «молодой» машине уже 30 лет). Слабым местом Ту-22М3 считается двигатель: только в 2019 году зафиксированы две аварии во время полетов в районах Астрахани и Мурманска, как минимум трое пилотов погибли.
Самолет следующей серии, Ту-22М3М, пока существует только в одном экземпляре.
Первый случай уничтожения Ту-22М3
19 апреля Украине удалось впервые с начала войны сбить российский дальний бомбардировщик Ту-22М3.
Читайте также: «Это комбо». В Воздушных силах ВСУ прокомментировали первое сбитие российского бомбардировщика Ту-22М3
Историческое уничтожение первого бомбардировщика Ту-22МЗ в войне РФ против Украины стало результатом операции и ГУР во взаимодействии с Воздушными силами ВСУ.
Что еще о ней известно:
- Сбитый Ту-22МЗ в ночь на 19 апреля 2024 года наносил удары по Украине.
- Самолет удалось сбить на расстоянии около 300 км от Украины теми же средствами, которыми ранее был поражен российский самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 [по данным источников NV, это ЗРК С-200].
- В результате поражения бомбардировщик смог долететь в район Ставрополя, где упал и разбился.
- Четыре пилота самолета Ту-22М3 катапультировались при падении, двух нашли живыми, один погиб, еще одного ищут.
- Это первое успешное уничтожение стратегического бомбардировщика в воздухе во время боевого вылета в течение полномасштабного вторжения России в Украину.
Редактор: Николай Поддубный
Теги: Авиация Крылатая ракета Кременчуг Бомбардировщики РФ Ракетные удары Война России против Украины Город Днепр
Читать далее
Источник