Предприниматели, которые скачают приложение РРО в смартфоны, могут не бояться налоговика, он не придет — Оксана Маркарова

270

нв

загрузка...

Автор: Петр Шевченко, Ольга Духнич

В интервью НВ Бизнес министр финансов Украины Оксана Маркарова рассказала о деталях фискализации ФЛП, источниках ежегодного роста экономики на 5−7% и спрогнозировала доходность ОВГЗ

В карьере Оксаны Маркаровой это уже второе правительство, в котором она работает на ключевой должности. В прошлом — руководитель инвестиционной группы ITT и успешная инвест-банкир, перешла из бизнеса в политику 2015 году по приглашению тогдашней госпожи министра финансов Украины Наталии Яресько. До сих пор Маркарова остается беспартийной и называет себя технократом.

Сохранить статус-кво в новом правительстве, кроме нее, удалось только министру внутренних дел Арсену Авакову. И если он остается фигурой противоречивой, то второй срок Маркаровой не вызывает удивления: сохранение нынешнего вектора финансовой политики страны — условие кредиторов Украины, как и инвесторов.

В интервью НВ Бизнес министр финансов Оксана Маркарова рассказала о том, что на самом деле ждет ФЛП, о бюджетной политике и источниках стремительного роста экономики Украины, доходности ОВГЗ и о том, какой курс гривны приемлем для Минфина.

Ресурсы роста — сколько и за счет чего

— Почему вы вдруг согласились стать министром финансов?

— Решение остаться работать в Министерстве финансов, или нет, я принимала не впервые. В 2014 году, когда я присоединилась к команде Натальи Яресько, это планировалось как короткая работа на правительство в очень сложной ситуации с государственными финансами. Я рассчитывала год-два помогать, пока все не стабилизируется, а затем вернуться в бизнес. Поэтому первый раз такой разговор — уйти или остаться — произошел, когда в 2016 году сменилось правительство тогда была первым заместителем министра). Так что на этот раз — уже во второй раз.

— А по Приватбанку у меня еще вопрос есть. Сейчас президент и премьер в унисон фактически говорят о том, что невозможно возвращение банка прежним владельцам. Но есть риски судов?

— Мы все понимаем необходимость судебной реформы и реформы правоохранительных органов. Это первое, что повлияет положительно на наш инвестиционный и бизнес-климат. Недоверие к судам и риск столкнуться с коррупцией в правоохранительной системе стабильно занимают первые места в списке факторов, сдерживающих развитие бизнеса с точки зрения самого бизнеса.

Наша система далеко не идеальна, мы это осознаем. Есть «странные» решения судов. У нас, например, суд на 64 дня заблокировал конкурс на главу вновь созданной государственной таможенной службы. Другой суд решал, не отстранить ли меня и моих заместителей от работы, потому что кому-то показалось, что нас назначили без соблюдения процедуры. Суд приостанавливал постановления о тарифообразовании, когда создавалась система прозрачного предоставления информации о потреблении газа абонентами. Суд останавливал верификацию получателей социальной помощи, которая должна обезопасить нас от мошенников и бесполезного расходования средств налогоплательщиков. И, к сожалению, это далеко не полный перечень. Но в случае Приватбанка мы имеем четкий план, по которому спокойно движемся, и верим в судебную реформу и верховенство права.

— Заявления президента и премьера стали активными именно как раз после того как делегация вернулась из Вашингтона, где встречалась с МВФ. Такое впечатление, что вопрос ПриватБанка был ключевым для них?

— Договоренность о программе с МВФ, которой мы достигли 7 декабря, это уже третья программа МВФ, в обсуждении которой я участвую лично. И каждый раз много теорий заговоров о том, почему все происходит не так быстро, или наоборот — очень быстро, и почему.

Надзор за банками всегда был частью программ, потому что это составляющая макроэкономической стабильности. МВФ — это кредитор, а кредиторов интересует фискальная политика, бюджет, налоговая, таможня и тому подобное. Когда больше, когда меньше, в зависимости от приоритетов правительства также, но все равно интересует. Есть большой блок монетарной политики, есть блок надзора за банками, и там есть пункт о приведении к базельским требованиям и раскрытии связанных лиц. А еще у нас есть европейская интеграция. Например, новый закон о финансовом мониторинге — приведение законодательства в соответствие с четвертой и частично пятой директивой ЕС. Потому что для всех стран — членов ЕС, или стран, которые хотят ими быть, это must have…

— То есть там есть пункт связанный с банками, но конкретно, чтобы там о ПриватБанке там такого нет?

— Если вы посмотрите предыдущие Меморандумы (их тексты в открытом доступе), то они всегда об общих подходах и правилах, и почти никогда не содержит требований, связанных с конкретными компаниями. Конечно, там есть вопросы по государственным банкам и по нашим планам, которые тоже, кстати, являются публичными и доступны на сайте Министерства финансов.

Мне кажется, правильный выход — это улучшать оплачиваемость налогов и одновременно уменьшать «тень»

— Сколько нам нужно привлечь сейчас средств от МВФ?

— Вес вопроса не в цифре кредита. Средства МВФ всегда шли в резервы Национального банка, кроме 2015 года, когда было совсем плохо и мы не могли заимствовать на рынке. Но пребывание в программе — это сигнал, маяк, якорь для мирового сообщества. Все международные финансовые организации, с которыми мы сотрудничаем, — мировой банк, ЕБРР, Европейский инвестиционный банк, — привязаны к программе МВФ. Если мы в программе — они дают средства. И уже эти средства идут в бюджет. То есть это вопрос репутации и вопрос возможности мобилизовать международное финансирование, дешевое и долгосрочное.

Знаете, в чем была самая большая проблема Украины до 2014 года? В нашей непредсказуемости. У нас происходил кризис — страна звала МВФ, договаривалась, обещала изменить экономику, получали первый транш, и как только ситуация улучшалась, мы говорили: оу, спасибо, все в порядке, мы вам обещали здесь реформы, ой, как неудобно, но не ко времени.

Второй вопрос — выход на рынки заимствований. Вы знаете, что мы активно работаем над «удлинением» нашего долга и над уменьшением его стоимости, а также над улучшением наших рейтингов.

Земельная реформа, ОВГЗ, курс гривни

— Вы видите угрозы, что земельная реформа пойдет по пути популизма, опираясь на социологические опросы?

— Если речь идет о земельной реформе, то чем более она будет инклюзивной, тем будет успешнее, хотя, конечно, надо следить, чтобы вся украинская земля не оказалась у 5−6 компаний. Демонополизация и поддержка конкуренции — это то, что многим странам позволило экономический рост. Это большая сила, которая требует предохранителей. Но меня искренне удивляют мифы о том, что приедут иностранцы и скупят всю нашу землю…

А бизнес, наоборот, боится, что будет такая реформа, которая не позволит иностранцам покупать землю…

— И где этот бизнес? Что-то я не видела демонстраций в поддержку нашего закона, который появился по поручению Президента Зеленского, который едва ли не впервые последовательно заявлял о необходимости украинцам свободно распоряжаться землей. Очень хотелось бы, чтобы бизнес, который хочет либеральную реформу, подал голос.

У нас, к сожалению, везде ситуация, как в том анекдоте про мальчика и котлету, когда мальчик молчал 5 лет и все думали, что он немой, а потом он сказал, что котлета пережаренная, а до этого все было хорошо, то о чем говорить…
Правильные вещи надо поддерживать громко. И с земельной реформе также, потому что мы живем в ситуации, когда есть 7 миллионов собственников земли, которым не позволяли ничего делать с тем, что им принадлежит. И когда я слышу, «а вдруг они продадут и пропьют», то, извините, у нас свободная страна. Конечно, людям надо объяснять, сколько стоит земля, чтобы они могли, если захотят, продавать ее по справедливой цене, конечно, надо, чтобы были доступные ресурсы для украинских фермеров. А вот для этого должна заработать вся инфраструктура. И для этого мы в бюджете на 2020 год закладываем средства на удешевление кредитов для покупки земли и в планируем создать фонд частичного гарантирования.

Если речь идет о земельной реформе, то чем более она будет инклюзивной, тем будет успешнее, хотя, конечно, надо следить, чтобы вся украинская земля не оказалась у 5−6 компаний

— Насколько эта реформа может увеличить ВВП?

— Это вопрос к Министерству экономики и Всемирному банку. Расчеты, которые мы видели, в зависимости от сценариев, говорят о + 1−2% ВВП.

— А как обстоят дела с запуском Бюро финансовых расследований? Не ожидаете сопротивления от экономических служб СБУ и полиции?

— Законопроект о создании БФР в ближайшее время должен быть рассмотрен парламентом, мы заложили в бюджет на следующий год средства на создание и функционирование Бюро, с большинством причастных структур имеем общее видение. Есть определенные нюансы, но, надеюсь, они не повлияют на запуск Бюро.

— Как децентрализация повлияла на пополнение местных бюджетов? В этом направлении есть какие-то изменения? Будут ли повышаться налоги на недвижимость и землю?

— Если говорить о цифрах, то в 2014 году объем поступлений в местные бюджеты составил 68,6 млрд грн, а по итогам 2019 он должен составить 267 млрд грн. То есть на местах стало в четыре раза больше, чем было пять лет назад. И это однозначно победа.

Но в структуре доходов местных бюджетов наибольший удельный вес занимает налог на доходы физических лиц — 59,8% от доходов общего фонда. А второе место всегда занимал единый налог, который составил 12,4%, но в этом году на 0,1% отстал от налога на землю. То есть более 70% поступлений местных бюджетов — не местные налоги. И это несколько нелогично.

А еще есть акциз. Вы знаете, что в 2020 году все 100% акциза на топливо должны были идти в Дорожный фонд, но оказалось, что некоторые местные общины фактически не имеют больше на что жить, кроме трех заправок на трассе. С одной стороны, нельзя бросать их на произвол судьбы, с другой, пожалуй, что-то не так в этих районах, если там никто не платит не только земельный налог, а также НДФЛ.

Как вы планируете снижать долларизацию госдолга? И в целом его уменьшать?

— У нас есть трехлетняя Стратегия управления долгом, которую мы регулярно обновляем и там написаны все инструменты и подходы, которые мы намерены использовать. В частности, переориентироваться на внутренний рынок и постепенно замещать внешние валютные заимствования внутренними гривневыми. Это снижает валютный риск.
Что касается «в целом уменьшения», мы системно снижаем отношение долга к ВВП и продолжим это делать в дальнейшем. Но, к сожалению, мы пока потребляем больше, чем зарабатываем. И если меньше тратить — не вариант, потому что приоритетные отрасли должны быть профинансированы, а реформы — продолжены, некоторое время занимать придется. Но при этом можно нужно) также повышать ВВП. Чем быстрее будет расти наша экономика, тем быстрее мы сможем прийти к состоянию, когда будем только возвращать, а новых заимствований уже не потребуется.

— В этом году гривна сильно укрепилась от наплыва горячего финансового капитала в пятилетние ОВГЗ, планируете запустить семилетние без ограничений по выпуску? На какой объем?

— Как сейчас уже очевидно, гривна укрепилась не только из-за этого. Аналитики утверждают, что для ревальвации есть экономические основания. Поэтому, кстати, в обновленном макропрогнозе расчетный курс отличается от того, который нам прогнозировали в апреле, — гривна выглядит крепче.

В отчетах Всемирного Банка и МВФ Украина находится среди стран, которые даже при условии замедления мировой экономики (кризисом этом никто не называет) могут показать рост

Кроме того, нерезиденты в основном покупают 4-х и 6-летние бумаги, а объем бумаг у них на руках — всего близко 13%, что намного меньше, чем в соседних странах. То есть мы в состоянии управлять всеми рисками, связанными с этим процессом.

Мы рассматриваем возможности «удлинения» наших долговых бумаг, это соответствует нашей стратегии, но говорить об объемах еще рано.

На сколько до конца 2020 года может снизиться доходность по гривневым ОВГЗ?

 — На аукционе 10 декабря ставку по двухлетним ОВГЗ составила 12,01% и снизилась по сравнению с предыдущим аукционом 149 базисных пункта, по четырехлетними — 11,67% (Минус 73 бп). В течение нескольких месяцев ставки по всем инструментам, в том числе валютными, снижаются на каждом аукционе. Национальный банк на фоне договоренностей о программе с МВФ и снижение инфляции 12 декабря снизил на 2% учетную ставку, поэтому мы надеемся снижать стоимость заимствований и в дальнейшем.

Какой курса гривны приемлемый для Минфина?

 — Минфин является таким же потребителем валютного курса, как и остальные граждане Украины: мы берем предположение о курсе с макропрогноза для того, чтобы рассчитать показатели государственного бюджета. И с этой точки зрения нам важно, чтобы прогноз оказался максимально приближенным к реальности — тогда мы точно рассчитаем и поступления от акциза и пошлины, и расходы на обслуживание долга, например. То есть сможем четко посчитать и реально получить то, что заложено в бюджете. Мы рады, что сейчас Министерство экономики совершенствует методику макропрогнозирования и ищет модель, которая позволит оперативно реагировать на изменение ситуации, чтобы вовремя скорректировать планы, если они утратили актуальность.

При которым обстоятельства может повторится ситуация 2014 года, когда Украине пришлось проводить реструктуризацию госдолга? Например, ударит мировой экономический кризис.

 — В отчетах Всемирного Банка и МВФ Украина находится среди стран, которые даже при условии замедления мировой экономики (Кризисом этом никто не называет) могут показать рост. Наша задача — работать над этим. Это тот уникальный случай, когда следует максимально сокращать дистанцию, пока передний тормозит.

В каких важных судах Минфин участвует как сторона и ожидания? В частности о 3 млрд «Долга Януковича».

 — Министерство финансов участвует в большом количестве судебных дел, касающихся различных аспектов его деятельности, включая защиту обжалуемых актов Министерства финансов Украины, актов Кабинета Министров Украины, к компетенции Минфина. Также Минфин задействован в значительном количестве дел, связанных с ПриватБанком, включая защиту процедуры национализации банка.

Также 9−12 декабря в Верховном суде Соединенного Королевства прошли слушания апелляционных жалоб Украины и The Law Debenture Trust Corporation] (Доверенное лицо, действующее по указаниям и в интересах России) в судебном деле о еврооблигаций на сумму 3 млрд. Долларов США, которые якобы были выпущены Украины в 2013 году. Юридическая команда Минфина представила сильные правовые аргументы перед почтенной коллегией в составе пяти судей Верховного Суда. Коллегия судей приняла определенное время для принятия и подготовки решения.

Источник

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ