Трое из подземелья. Контролер, кассир и охранница рассказывают, как это — работать в Киевском метрополитене

266

НВ

загрузка...

Функционирование КП Киевский метрополитен обеспечивают около 8 тыс. сотрудников

Автор: Александра Горчинская

Старший кассир станции Лесная, контролер станции Оболонь и инспектор военизированной охраны рассказывают о своих рабочих буднях и признаются: работа в метро — это мечта.

В следующем, 2020 году киевской подземке исполнится 60 лет. За это время метрополитен разросся до 52 станций и трех линий метро. В ближайшие два года столица готовится к открытию новых станций на Виноградаре.

Функционирование КП Киевский метрополитен обеспечивают около 8 тыс сотрудников. Они работают в две смены, чтобы каждый день метро было готово к перевозке большого количества пассажиров.

Моя должность правильно называется так: контролер автоматически-пропускных пунктов станции метрополитена. В мои обязанности сейчас входит обеспечение комфортной и безопасной перевозки пассажиров, перевозки багажа, а также — контроль своевременной и полноценной оплаты проезда пассажирами и прочее. График работы — по 12 часов, день и ночь на работе, потом два дня дома. Контролеры также работают в ночные смены — готовят станцию к открытию утром.

Конечно, доминируют женщины, но никакой дискриминации в коллективе по этому поводу нет

Я не только слежу за тем, чтобы пассажиры платили за проезд в метро должным образом, но и чтобы они платили за свой багаж, если в этом есть необходимость. В метрополитене запрещено провозить, в частности, легковоспламеняющиеся и взрывоопасные вещества, то, что может испачкать одежду других пассажиров. Длинномерные предметы до 1,50 м не оплачиваются, выше — оплачиваются, это сумма, равная стоимости еще одной поездки. Предметы, длиннее 2,20 м, перевозить запрещено. По ширине — до 1,2 м не оплачиваются, шире — оплачиваются. Предметы шире 200 см провозить запрещено.

И среди контролеров, и среди кассиров, и среди старших кассиров есть как женщины, так и мужчины. Конечно, доминируют женщины, но никакой дискриминации или предубеждений в коллективе по этому поводу нет. В последние годы в метрополитене омолодился коллектив, пришло много молодых работников — это очень хорошая тенденция.

Иногда случается, что пассажиры нарушают правила пользования метрополитеном. Например, перепрыгивают через забор, не оплатив проезд, или пытаются провезти багаж, который не проходит по габаритам. Не скажу, что это массовое явление, но бывает. Например, однажды мужчина пытался провезти на эскалаторе диван.

Станция метро Оболонь, на которой работает контролер Владимир Ткаченко / Фото: НВ

Бывает, что контролеры обращаются за помощью к работникам полиции. Скажем, если пассажир пытается зайти в метро в нетрезвом состоянии, это опасно — и для него, и для других пассажиров. Согласно правилам, пассажиры в нетрезвом состоянии не могут пользоваться метрополитеном, поэтому мы просим людей выйти. Иногда вызываем сотрудников полиции, чтобы не допустить таких людей на станцию.

Мы не можем пускать в метро также и людей, которые имеют неопрятный внешний вид — бездомных, живущих на улице. Потому что их одежда может испачкать других пассажиров, а внешний вид иногда вызывает дискомфорт. Также не допускаем в метро людей без одежды — это противоречит правилам.

Что касается внедрения новых способов оплаты — конечно, для людей, которые много лет пользовались жетонами, немножко трудно перейти этот барьер. Особенно для пассажиров старшего возраста. Но мы провели уже немало информационных акций, где объясняли, в чем выгода, как и сколько позволяют экономить электронные карточки. Я лично проконсультировал много пассажиров. И видел, что после того, как мы донесли информацию доступным языком, многие действительно перешли на карточки.

Начинала с должности контролера, где проработала пять лет, а затем перешла в службу военизированной охраны. Это была моя мечта, и когда мне предложили туда перевестись, была очень счастлива. Особенно мне нравилось проверять документы.

Год работала на должности инспектора отряда оперативного контроля. Там был посменный график. В мои обязанности входила проверка документов у некоторых пассажиров, например, действительно ли человек, который проходит по льготному удостоверению — льготник. Кроме того, сопровождение маломобильных лиц, к примеру, тех, кто передвигается на инвалидных колясках, а также незрячих. Такое сопровождение можно заказать заранее, позвонив в метрополитен за полтора часа — тогда наши сотрудники уже будут ждать пассажира на нужной станции.

С нищими работать очень сложно: некоторые могут и замахнуться, ведут себя беспокойно

Также тогда занималась тем, что наводила порядок в подземных переходах: это и борьба с несанкционированной торговлей, и с бездомными. С нищими работать очень сложно: некоторые могут и замахнуться, ведут себя беспокойно. Были ситуации, когда нам приходилось вызывать скорую, потому что человек не мог подняться самостоятельно — отказали ноги.

С июня 2019 я — старший инспектор отряда объектов метрополитена. На этом посту в Киеве я — единственная женщина. Мое непосредственное место работы — это электродепо на Оболони. Работаю по пятидневному рабочему графику, с 8 утра до 5 вечера. Сейчас мне подчиняются 26 работников, и все они — мужчины. Для них составляю графики, провожу инструктаж, знакомлю с разной документацией, проверяю посты, на которые заступают мои подчиненные.

Честно говоря, когда пришла на эту должность, сначала очень боялась, что скажут, мол, пришла какая-то «малолетка» и будет нами управлять. Среди моих подчиненных есть мужчины старшего возраста, которым скоро на пенсию. Но, если честно, они мне помогают и подсказывают. Я не ожидала от них такой поддержки. Но для кого-то со стороны, возможно, это действительно необычно, видеть девушку в форме военизированной охраны.

Наталья Гук на перроне станции Театральная / Фото: НВ

Мы следим за тем, чтобы на территорию депо не попадали посторонние лица, чтобы ничего не украли, не сломали, не испортили, чтобы не разрисовали все граффити. Если такое случается, то можем вызвать полицию.

Многие путают полицию, которая работает в метрополитене, с военизированной охраной. Однако, в отличие от полиции, охрана не имеет права задержать нарушителя порядка, составить протокол, применить силу. Можем только сделать замечание, в крайнем случае — применяем спецсредства, то есть, газовый баллончик. Если нужна помощь, тогда вызываем полицию через 102 или с помощью дежурного по станции.


Евгений Гурин, 28 лет, старший кассир, станция Лесная

Я работаю на этой должности где-то четыре с половиной года, всего в метро — пять лет. Слежу за тем, чтобы пассажиры платили за проезд по правилам, продаю жетоны, электронные карточки, пополняю их.

Евгений Гурин, старший кассир / Фото: НВ

Попал сюда, потому что посоветовали знакомые — сказали, можно попробовать поработать в метрополитене. Ну, я попробовал и мне понравилось. У меня хорошие условия, соцпакет, нормальная зарплата, возможность карьерного роста и хороший коллектив.

Мой график — посменный. С 8 вечера до 8 утра. Затем — два дня выходных. Часто бывает, что приезжая домой после смены, когда отвечаю на звонки по мобильному, говорю: «Старший кассир станции метро Лесная слушает».

Мне нравится рассказывать пассажирам, почему им следует переходить на электронные карты. Пополняя карточку на 50 поездок, вы экономите, ведь тогда каждая поездка обходится вам не в 8 грн, а в 6,50 грн. Об этом надо рассказывать каждому пассажиру.

Киевскому метро в 2020 году исполнится 60 / Фото: НВ

Пассажиры бывают разные. Бывают агрессивные — тогда приходится вызывать военизированную охрану, если это дневная смена. Если ночная — то сотрудников полиции. Так, случалось, когда пассажиры в неадекватном состоянии били контролеров или кассиров.

Источник

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ