Открытым тестом

327

Уровень знаний украинских школьников в чтении, математике и естественных науках — ниже среднего. Что делать родителям и как менять свою образовательную политику государству?

Украина впервые приняла участие в Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Исследование проводится раз в три года, на этот раз в 78 странах. PISA проверяет 15‑летних подростков, уровень их читательской грамотности, компетентность в математике и естественных науках. В Украине тестирование прошли почти 6 тысяч школьников из всех типов учебных заведений: сельских и городских школ, общеобразовательных и специализированных, лицеев, гимназий, ПТУ и колледжей.

загрузка...

Четких мест в рейтинге PISA нет, но есть, так сказать, слот. Согласно ему, Украина оказалась в середине списка: по читательской грамотности — между 37‑м и 42‑м местом, по математической компетентности — между 41‑м и 46‑м, по естественным наукам — между 35‑м и 42‑м.

Главная ценность PISA состоит в том, что проверяется не знание детьми конкретной образовательной программы, а их умение и способность решать максимально жизненные задачи, применяя знания и навыки, полученные в школе. По сути, проверяется готовность 15‑летнего подростка к реальной жизни, ведь работодателей или университет не интересует, по какой программе ты учился, — важно, умеешь ли ты справляться с реальными ситуациями.

По чтению и естественным наукам Украина несколько ниже среднего уровня в странах ОЭСР (это страны с высоким уровнем дохода), а вот результаты по математической грамотности — драматически неутешительны.

2020-й объявлен годом математики

Чтобы понять природу этих цифр, достаточно взглянуть на задания PISA. Правда состоит в том, что таких задач не встретишь в украинских учебниках и программах (за редким исключением). В тестах на чтение нет заданий на знание определенных произведений или героев. Они содержат комбинированные или прерванные тексты: отрывок художественного текста, далее — научно-популярного или информационного, таблицу, график или диаграмму. От ученика требуется найти необходимую информацию, предоставленную в нескольких отрывках, интегрировать содержание разных частей текста, понять контекстный смысл слова или фразы.

Украинским подросткам оказалось сложно критически оценить текст, высказывать предположения. Сделать детальный анализ незнакомого текста, если необходимо было делать предположение в условиях отсутствия очевидной информации, — с такими заданиями справились менее 4% школьников. В то же время дети в большинстве своем справились с заданиями, где нужно было определить главную идею текста, сделать простые выводы и провести некоторые сравнения с информацией в тексте — этот тип заданий есть в украинских учебниках, но таких навыков в информационном мире XXI века явно недостаточно.

В математике тенденция еще более неутешительна: дети успешно выполняют задания на применение элементарных алгоритмов и формул, справляются с задачами с целыми числами, идентифицируют очевидную информацию и могут выполнить действия по четким инструкциям. Но аргументировать свои действия, используя процентные соотношения, решить задачу, используя простые или десятичные дроби, — составило проблему для большинства 15‑летних. Лишь 5% выполнили задания, где нужно было работать со сложными моделями и ситуациями, показать умение размышлять, аргументировать, обобщать, уметь символически представить ситуацию.

Основной заказчик и потребитель результатов PISA — государство, именно оно может использовать детальный научный отчет и изменить свою образовательную политику так, чтобы дать детям лучшие шансы получить в школе полезные и применимые в реальной жизни знания и навыки. Что, в свою очередь, могут сделать родители?

Лучшие результаты в чтении показывали те дети, которые читают для удовольствия, и не­обязательно художественные книги, а также те, кто ищет и читает информацию в интернете, в том числе публицистическую или научную.

Лучшие результаты показывают дети, которые ощущают поддержку родителей (PISA — это не только тест, но и анкета, позволяющая измерить субъективное представление ребенка о его обстоятельствах жизни). Если родители обсуждают с ребенком его учебу, поддерживают разъяснениями и в целом дают понять, что образование важно, ребенок демонстрирует лучшие результаты.

Еще один важный момент, показанный PISA: дроби и проценты, тяжело дающиеся украинским школьникам, — это программа 5−6 класса. Можно, конечно, ждать, когда министерство изменит программы и научит учителей новым методикам, но ваши дети не могут ждать. Объясните им сами на практике, поищите соответствующие советы или видеоуроки онлайн.

Место Украины в нынешнем рейтинге PISA — лишь первый замер, базовая линия. Главное, чтобы МОН использовало полученные данные по полной. Один позитивный сигнал уже есть — министр Анна Новосад анонсировала, что результаты PISA будут учтены в новом госстандарте базовой средней школы, а 2020‑й объявлен годом математики.

Колонка опубликована в журнале НВ за 5 декабря 2019 года. Републикация полной версии запрещена.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Источник

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ