На рынке Канады наблюдается растущий спрос на IT-специалистов. Это — интересный рынок для украинцев
Украина имеет мощный ICT (Information communication technology) сектор, услугами которого пользуется бизнес далеко за пределами страны. Украинские компании имеют хорошую экспертизу в таких сферах как искусственный интеллект, анализ данных, автоматизация бизнес-процессов, кибербезопасность и тому подобное.
Главная проблема в том, что далеко не все в мире (и Канада здесь не исключение) знают, что могут предложить IT компании из Украины и почему стоит сотрудничать именно с ними. На межгосударственном уровне делается не так много для продвижения украинских IT услуг на североамериканском рынке. Объемы сотрудничества между Украиной и Канадой в IT сфере незначительные, хотя, как известно, Канада имеет одну из крупнейших украинских диаспор в мире — около 1,3 млн канадцев отмечают, что имеют украинские корни.
Что украинским компаниям нужно учесть, чтобы стать успешными в Канаде
Канада — вторая по величине страна в мире. Более 90% ее населения проживает не далее чем в 100 км от границы с США; страна фактически «растянута» с восхода до заката. Будет бизнесовой ошибкой разрабатывать стратегию выхода «в Канаду». Надо быть более конкретным, определить какой именно регион является наиболее интересным.
Канадские технологические кластеры сконцентрированы в таких городах как Галифакс, Монреаль, Оттава, Торонто и Китченер-Ватерлоо на востоке, и Калгари и Ванкувер на западе. Коридор Торонто-Ватерлоо — второй по величине ІТ-кластер Северной Америки (после Калифорнии).
Несмотря на то, что Канада географически близка к США, методы ведения бизнеса здесь существенно отличаются
Несмотря на то, что Канада географически близка к США, методы ведения бизнеса здесь существенно отличаются. Канада — государство более консервативноеа, личные знакомства имеют большое значение. Канадский бизнес не так активно как в США заказывает услуги на условиях аутсорсинга.
Канадцы не готовы рисковать. И это один из основных вызовов для украинских провайдеров IT услуг. Существует серьезное предубеждение, что передавать данные или доступ к ним украинским компаниям опасно. Более того, отдельные канадские клиенты в сделках на выполнение услуг прописывают невозможность передачи данных за пределы Канады, или на территорию отдельных государств. В топ-5 стран, предоставляющих IT-услуги канадцам, входят США, Индия, Великобритания, Франция и Нидерланды. Это опять таки говорит о чувствительности канадцев к вопросам безопасности информации.
Поэтому одна из главных задач украинского бизнеса — заверить канадский бизнес в надежности сотрудничества с Украиной. Учитывая огромный опыт украинских компаний в противодействии киберпреступности, этой цельи реально достичь.
Кроме того, украинские компании должны быть готовы к дополнительным инвестициям (времени, денег и персонала) для выхода на канадский рынок. Было бы наивно думать, что представителю компании достаточно купить билет в Канаду, посетить профильную выставку или познакомиться с канадским партнером, как тот сразу предложит подписать миллионный контракт.
Независимо от размеров бизнеса, украинским компаниям нужно выполнить домашнее задание, разработать детальный экспортный план, маркетинговое исследование канадских потребителей. Главная цель — четко понять на кого компания ориентируется, кто ее идеальный клиент. Экспортный план должен базироваться на четких расчетах. Нужно определить каковы конкурентные преимущества конкретной компании. Ошибкой будет вести переговоры по принципу «Сскажите что вам нужно, мы все сделаем». Нужно сфокусироваться на наиболее конкурентоспособном продукте.
Делать ставку только на более низкую цену не стоит, ведь всегда найдется компания, которая сможет предложить ниже прайс. Украинский бизнес должен быть готовым к борьбе за клиента как собственно с канадскими компаниями, так и с такими мощными игроками мирового IT-рынка как Индия, Филиппины и страны Латинской Америки (например, Колумбия). На принятие решения также влияет качество услуг, экспертиза компании, коммуникация с клиентом, успешные реализованные проекты и отзывы заказчиков, а не только цена. Репутация — вот что самое главное.
Канада-рынок непростой, почему же украинским компаниям все же стоит приложить усилия для поиска канадских партнеров?
1. По результатам 2017 года Канада импортировала услуг в сфере IT на $4,8млрд. Стоимость IT услуг в Канаде на порядок выше, чем в Украине. Стоимость услуг 70% украинских IT-компаний составляет 25−49 долларов США в час. В Канаде таких компаний только 15%. В то же время 49% канадских компаний предоставляют услуги, стоимость которых в расчете за час составляет $100−149. Лишь 5% украинских компаний предоставляют такие услуги.
2. На рынке Канады наблюдается растущий спрос на IT-специалистов. По оценкам некоторых экспертов, до 2021 года в области появится примерно 216 000 новых рабочих мест. А за счет иммиграции и привлечения студентов из канадских университетов страна сможет удовлетворить только 30% этих потребностей. Поэтому канадские компании будут искать возможности в привлечении иностранных компаний и аутсорсинга, в том числе и из Украины.