От ракеты из российского ЗРК до теракта. Что известно о версиях крушения рейса Тегеран — Киев

245


Nazanin Tabatabaee/WANA (West Asia News Agency) via REUTERS

загрузка...

Обломки самолета Международных украинских авиалиний в Тегеране

Автор: Инна Семенова

В четверг, 9 января, секретарь СНБО Алексей Данилов озвучил несколько основных версий катастрофы украинского рейса PS 752 Тегеран — Киев, в которой погибли 176 человек.

По его словам, специальная комиссия с участием представителей МАУ и иранского офиса Международной организации гражданской авиации рассматривает несколько возможных причин авиакатастрофы — от технических проблем самого лайнера до поражения самолета ракетой.

Читайте также: &nbspВ том числе поражение ракетой. Секретарь СНБО назвал четыре версии катастрофы самолета МАУ

НВ рассказывает, что известно на данный момент о каждой из четырех основных версий, озвученных Даниловым.

Разрушение и взрыв двигателя по техническим причинам

В день катастрофы, 8 января, эта версия звучала наиболее часто. Уже через несколько минут после того, как стало известно о крушении лайнера, о такой версии сообщила иранская сторона.

Читайте также:
Первая смертельная катастрофа МАУ: полный список погибших, версии и официальные заявления — все подробности

После взлета самолет пробыл в воздухе всего несколько минут. Предполагается, что некие технические неисправности могли привести к проблемам с двигателем, вследствие чего он загорелся и разрушился либо взорвался. Вскоре после трагедии в соцсетях появилось видео, где предположительно зафиксирован горящий Boeing 737−800 украинских авиалиний в небе над Тегераном.

В предварительном отчете Организации гражданской авиации Ирана (IСАО), который был обнародован 9 января, говорится, что перед падением лайнер действительно горел и, возможно, даже пытался вернуться в аэропорт.

По словам главы иранского филиала IСАО Али Абедзаде, на возгорание перед авиакатастрофой указывают сообщения очевидцев, а траектория полета говорит о том, что экипаж лайнера был намерен вернуться в аэропорт вылета.

Читайте также:
Крушение Boeing в Иране: появилось видео момента столкновения самолета с землей

В организации также сообщили, что крушение лайнера увенчалось сильным взрывом при ударе о землю, вероятно, потому, что лайнер был полностью заправлен топливом.

В свою очередь, Касем Биньяз, сотрудник Министерства дорог и городского развития Ирана, ранее заявил в комментарии новостному госагентству Ирана, что двигатель самолета, вероятно, загорелся, и пилот не смог взять лайнер под контроль.

Однако не в пользу версии о технических проблемах говорит предоставленная МАУ информация о состоянии разбившегося лайнера. Он был новым — 2016 года производства — и получен авиакомпанией напрямую с завода концерна Boeing. Последнее плановое техническое обслуживание самолет прошел всего за два дня до катастрофы, 6 января 2020-го.

Взрыв внутри самолета в результате террористического акта

Утром 8 января посольство Украины в Иране заявило, что самолет разбился из-за технических проблем с двигателем, и исключило версию теракта. Однако слова о том, что версия теракта исключена позже исчезли с сайта посольства — в дипведомстве призвали не спешить с выводами.

«Информация о причинах авиакатастрофы выясняется комиссией. Любые заявления о причинах аварии до решения комиссии не носят официального характера», — говорится в обновленном заявлении посольства.

О других достоверных фактах, которые бы говорили в пользу версии о теракте, на данный момент неизвестно.

В то же время CNN со ссылкой на источники в официальных кругах сообщила, что американская разведка тщательно изучает возможные причины катастрофы. По словам источника, аналитики изучат изображения обломков на наличие признаков взрыва внутри или снаружи самолета, а также сопоставят эту информацию с другими разведывательными данными.

Поражение самолета зенитной ракетой

Авиакатастрофа произошла всего через три с половиной часа после того, как ночью 8 января Иран нанес ракетный удар по американским базам в Ираке — в отместку за убийство Соединенными Штатами иранского генерала Касема Сулеймани.

На фоне резкого обострения американско-иранских отношений агентство Reuters сообщало, что Иран привел в полную боевую готовность свои ракетные войска.

После крушения украинского Boeing 737, летевшего из Тегерана в Киев, все эти факты дали повод говорить о том, что самолет могли ошибочно сбить иранские ракетные войска либо система ПРО.

Читайте также:
Семьи с детьми, молодожены и лучшие украинские пилоты. Что известно о погибших в крушении рейса МАУ

Специалисты, которые будут расследовать, должны рассмотреть возможность подобной атаки «в первую очередь», полагает Питер Гельц, бывший управляющий директор Национального совета по безопасности на транспорте США — американского агентства, которое расследует транспортные катастрофы и происшествия. Слова Гельца цитирует The New York Times.

По информации источника CNN, сообщившего об изучении катастрофы американской разведкой, ракета должна была бы оставить «тепловой след». Его могли бы зафиксировать военные и разведывательные системы США, хотя подобных признаков они пока не нашли. Тем не менее, проверка этих и других возможных признаков ракетного обстрела самолета продолжается, уточняет CNN.

Читайте также: &nbspИран допустил США к расследованию катастрофы лайнера МАУ

Кроме того, 8 января украинское региональное издание Таврийские вести со ссылкой на собственные неназванные источники написало, что бортпроводница лайнера Катерина СТатник (родом из Херсонской области) якобы успела позвонить родным с борта лайнера и сообщить, что самолет обстреляли. Однако эта информация остается неподтвержденной.

Иран уверяет, что подобная версия несостоятельна. Абольфазл Шекарчи, официальный спикер иранских вооруженных сил, заявил местным СМИ: «Распространяется пропаганда о том, что украинский рейс был сбит. Это нелепо. Большинство пассажиров этого рейса составляли наши досточтимые молодые иранские мужчины и женщины. Что бы мы ни делали, мы делаем это для защиты и обороны нашей страны и нашего народа».

Шекарчи также назвал возможный ракетный удар по пассажирскому лайнеру «слухами» и «абсолютной неправдой».

Однако к вечеру 8 января версия о том, что рейс украинской авиакомпании МАУ могла сбить ракета, получила новый повод для обсуждений.

Пользователь Twitter по имени Ashkan Monfared обнародовал фото головки ракеты, которую нашли якобы на месте крушения украинского Boeing 737. При этом не указаны ни источник фото, ни время съемки, ни другие обстоятельства, когда и как был сделан снимок.

«Этот фрагмент обнаружен на месте крушения украинского пассажирского самолета, упавшего перед домом местного жителя. Разве самолет так выглядит? Разве это не ракета?» — гласит подпись к опубликованному фото.

Более всего фрагмент ракеты похож на часть зенитного ракетного комплекса (ЗРК) Тор, который производится в России. Такие российские ЗРК действительно есть в ракетных войсках Ирана — наряду с комплексами, закупленными еще в 70-е годы в СССР, КНР и даже западных странах еще в 70-е годы.

Расследовательская организация Bellingcat уже заявила, что попытается проверить подлинность обнародованного снимка ракетной головки и возможность обстрела самолета из ЗРК Тор.

«Мы рассмотрим последнее известное местонахождение самолета и расстояние до него от иранских военных баз, и посмотрим, находился ли он в радиусе действия систем Тор. Это не зависит от проверки подлинности изображения», — пояснил журналист Bellingcat Элиот Хиггинс.

Пока же версия о ракете ЗРК Тор, которая могла поразить украинский самолет, остается одной из возможных, заявил секретарь СНБО Алексей Данилов.

По его словам, в состав комиссии, отправленной из Украины в Иран для расследования катастрофы, вошли специалисты, участвующие в международном расследовании крушения малазийского пассажирского Боинга МН17, сбитого в небе над Донбассом из российского комплекса Бук.

«Как известно, наши эксперты показали высокий уровень профессионализма в этом деле. Наша комиссия в данный момент согласовывает с иранскими властями вопрос выезда на место катастрофы, и намерена провести поиски обломков российской зенитной ракеты ЗРК Тор согласно тем данным, которые были опубликованы в интернете. Мы используем все наработки по расследованию атаки на Боинг МН17, чтобы установить истину и в деле о гибели украинского самолета в Тегеране», — пояснил Данилов.

Столкновение с БПЛА либо другим летающим объектом

Наконец, четвертая из озвученных Даниловым рабочих версий — столкновение самолета с неким беспилотным летательным аппаратом либо другим летающим объектом.

Как известно, самолет успел набрать высоту почти 2328 метров, прежде чем уйти в пике и разбиться. На такой высоте столкновение, к примеру, с птицами, «минимизировано, но не исключено», пояснил CNN Питер Гельц, бывший управляющий директор Национального совета по безопасности на транспорте США.

Источник

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ