Трансформация городского транспорта неизбежна, но только от нас зависит, станет ли Украина ее пионером
Люди должны пересесть из автомобилей в общественный транспорт или на велосипеды. Это главный постулат современной урбанистики. В этой парадигме автомобиль, особенно личный, воспринимается как неоспоримое зло. Хотя, конечно, это нечестно по отношению к авто. Ведь благодаря машинам личная мобильность впервые стала доступной 24/7. Не говоря уже об экономическом развитии, социальной мобильности и личном счастье множества людей.
Расстояние перестало быть физическим пределом роста городов. Миллионы получили возможность найти квалифицированную работу, ранее недоступную из-за расстояния.
Однако, мы действительно приблизились к пределу роста автомобиля. Во-первых, по причине эмиссий парниковых газов. Чтобы достичь целей Парижского соглашения по климату, человечество должно выйти на нулевые «чистые» эмиссии углекислого газа уже к 2050 году, причем на городской транспорт приходится 40% всех эмиссий. Во-вторых, по причине заторов. К 2050 году совокупная протяженность городских поездок увеличится втрое. Житель большого города будет поводить 106 часов в год в пробках.
Личный автомобиль представляет больший вызов с точки зрения эмиссий и заторов. Личный автомобиль проводит от 90% до 95% времени припаркованным, занимая место, которое могло служить тротуаром или велодорожкой, увеличивая расстояния между зданиями, и таким образом совокупную длину поездок.
Полагаю, отказ от личного автомобиля неизбежен. Вопрос лишь в том, как это произойдет. Первый путь — принудительный: отказ от личного автомобиля будет навязан пассажиру посредством запретов или «карательных» налогов. Второй путь — рыночный: пассажиры захотят отказаться от личного автомобиля, получив лучшие опции мобильности.
Житель большого города будет поводить 106 часов в год в пробках
Чтобы люди захотели отказаться от личного автомобиля, «мобильность как услуга» должна покрыть все разнообразие человеческих потребностей: в отношении цены, скорости, комфорта; внутри города и между городами.
Основой транспортной системы города должен выступать качественный общественный транспорт. Однако только общественного транспорта, к сожалению, недостаточно, чтобы покрыть все нужды пассажиров. Метро — прекрасный вид транспорта для поездки на работу, но не с чемоданами на вокзал. Нет наземного транспорта лучше современного трамвая, но не с получасовым интервалом ночью в феврале.
Остается вопрос ежедневных поездок. Как добираться на работу или в университет, если вы живете в районе, плохо покрытом общественным транспортом? Наши данные показывают, что даже экономичное такси остается слишком дорогим для ежедневного использования для большинства украинцев. С улучшением качества и сети общественного транспорта, а также сервисов совместных поездок, необходимость в личном автомобиле пропадет и для ежедневных поездок. На данный момент шаттлы, пользующиеся спросом среди пассажиров, помогают в случае, если приходится делать неудобные пересадки (например, подъезжать до метро на маршрутке) или пользоваться такси.
«Мобильность как услуга» продолжает брать новые рубежи — от очень длинных поездок (моментальный автопрокат, BlaBlaCar) до очень коротких (моментальный велопрокат и электросамокаты, предлагаемые, например, Bird, Bolt, Jump, Lime).
Разнообразие модальностей — необходимый, но недостаточный шаг в борьбе против личного автомобиля. Трансформация городского транспорта пройдет три этапа:
· Мы приближаемся к началу первого — ассортимент модальностей. У пассажира есть выбор, но он должен сам построить свою поездку, переключаясь между несколькими приложениями.
· Второй этап — интегрированность. Приложения «разговаривают» между собой. Алгоритм составит идеальную поездку на основании данных о транспортной ситуации: от Бессарабки до Майдана на самокате, до Оболони на метро, оттуда такси до Богатырской.
· Третий этап — предсказательная аналитика. Алгоритм учтет не только объективные параметры, но и ваши потребности и предпочтения (предсказав их, например, на основании предыдущих поездок, входящих и календаря).
Мы откажемся от личного автомобиля, построив интегрированную транспортную систему, основанную на современном общественном транспорте, ассортименте инновационных частных модальностей и цифровом взаимодействии между ними.
Автомобильный транспорт станет транспортом совместного использования (что поможет решить вопрос заторов), электрическим (вопрос эмиссий парниковых газов), а вскоре — автономным (вопрос небезопасного вождения).
Трансформация городского транспорта неизбежна, но только от нас зависит, станет ли Украина ее пионером.
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ