Как не убить международные закупки лекарств и пациентов вместе с ними

282

Крошечная техническая деталь, связанная со вступлением в силу закона о закупках, ставит под угрозу реализацию всех закупок в сфере здравоохранения за средства государственного бюджета

Материал подготовлен в соавторстве с Евгенией Очеретько, старшим юристом АО «Арцингер»

загрузка...

С момента введения в 2015 году, вокруг закупок лекарств через специализированные (международные) организации (UNDP, UNICEF, Crown Agents) не перестают вестись дискуссии. Все соприкасающиеся круги — от пациентских сообществ, локальных и международных фармацевтических компаний и до чиновников, спорят об эффективности, целесообразности, последствиях и тому подобное.

Международные закупки — это эффективно, но временно

С точки зрения социальной значимости, механизм данных закупок трудно переоценить, ведь именно благодаря «международникам» украинцы сейчас имеют доступ к нужным им лекарствам и медизделиям для лечения бесплодия, онкологических заболеваний, гепатитов, ВИЧ/СПИД, редких (орфанных) заболеваний и других. И именно этот механизм позволил, согласно отчету Счетной палаты, экономить до 40% бюджета на лекарства и открыть наш рынок для новых, а также качественных генерических лекарственных средств, производители которых до 2015 года даже не рассматривали Украину как рынок реализации из-за высоких коррупционных рисков и чрезмерных бюрократических процедур.

Национальная система закупок в сфере здравоохранения также стремительно развивается. В 2018 году Министерство здравоохранения создало ГП «медицинские закупки Украины» — специализированное государственное предприятие, которое, по планам Министерства, уже с 2020 года постепенно начнет закупать те лекарственные средства и медицинские изделия, которые сейчас закупаются международными организациями.

Полноценный переход к самостоятельным закупкам требует времени

Для обеспечения полноценного функционирования ГП как национального закупщика необходимо внести ряд изменений в действующее законодательство. Чтобы ведомство получило необходимые полномочия, в парламенте уже зарегистрированы законопроекты №№ 2538 и 2539. Однако для плавного перехода закупочной функции от «международников» к ГП нужно еще и время — и на принятие вышеупомянутых законов, и на разработку и внедрение подзаконных нормативных актов, и на наработку опыта ГП в сфере закупок за бюджетные средства.

Даже после внедрения «национального» механизма закупок целесообразно оставить компетенцию по закупке лекарственных средств по отдельным направлениям за международными организациями. Это касается случаев, когда необходимая продукция является дефицитной на мировом рынке, и только специализированные организации имеют достаточную переговорную силу, чтобы стимулировать фармкомпании продать необходимые лекарственные средства именно в Украине.

Несмотря на яростные дискуссии, очевидна необходимость оставить для Министерства здравоохранения возможность привлекать соответствующие специализированные организации до момента, когда Украина будет готова в полной мере передать закупочную функцию в сфере лекарственных средств ГП «Медицинские закупки Украины».

Возможная блокировка закупок

Помним, что международные закупки лекарств внедрялись как временный механизм. Соответствующий закон № 269-VIII, которым они были введены, теряет силу с 1 апреля 2020 года. Верховная Рада Украины 19 сентября 2019 приняла закон «О внесении изменений в Закон Украины О публичных закупках“ и некоторые другие законодательные акты Украины относительно совершенствования публичных закупок», которым продлила действие вышеуказанного закона до 31 марта 2022 года, то есть еще на 2 года.

Крошечная техническая деталь, связанная со вступлением в силу закона о закупках, ставит под угрозу реализацию всех закупок в сфере здравоохранения за средства государственного бюджета

Этого должно быть достаточно для внедрения эффективного национального механизма закупок. Однако крошечная техническая деталь, связанная со вступлением в силу этого закона, ставит под угрозу реализацию всех закупок в сфере здравоохранения за средства государственного бюджета, а следовательно и национальной безопасности Украины.

Вышеупомянутый закон вступает в силу через шесть месяцев со дня его публикации. Поскольку он был опубликован 19 октября 2019, он начнет действовать с 20 апреля 2020 — то есть через 20 дней после того, как потеряет силу действующий закон, который внедряет международные закупки. Это значит, что закупки могут быть заблокированы совсем.

В чем заключается опасность такой ситуации

Пострадать могут не только будущие закупки, которые должны будут осуществляться без помощи других и без привлечения «международников», но и поставки лекарств и медизделий, которые по состоянию на конец марта уже будут закуплены и еще не будут поставлены. Ведь договоры между Минздравом и специализированными организациями уже не будут иметь правовых оснований и не смогут выполняться.

Относительно такой продукции возникнет ряд обязательств по части лицензирования импорта, контроля качества и маркировки, выполнить которые поставщикам и импортерам будет вообще невозможно, или же выполнение которых потребует значительных временных и финансовых ресурсов, что негативно повлияет на сроки поставки соответствующей продукции для пациентов.

Более того, государственные регистрации более 80-ти лекарственных средств, зарегистрированных в Украине по упрощенной процедуре для целей международных закупок, в том числе лекарственные средства для диагностики и лечения ВИЧ/СПИД, гепатитов, орфанных и онкологических заболеваний, будут прекращены. Жизненно необходимые лекарства не смогут легально завозиться на территорию Украины и предоставляться пациентам.

Что надо сделать

Действующим законодательством не предусмотрена возможность продления юридической силы нормативных актов, которые уже утратили силу в связи с истечением срока их действия. Поэтому норма о продлении «международных» закупок, внедренная законом № 114-IX, не сможет быть применена.

Народные депутаты уже доказали свою политическую волю временно продлить международные закупки с 1 апреля 2020 года. И в текущих условиях данный механизм не может работать без внесения изменений в законы 2015 года, которыми международные закупки были введены, а также в действующую до 20 апреля 2020 редакцию закона «О публичных закупках».

Народные депутаты уже включили нормы, заполняющие этот пробел, в вышеупомянутые законопроекты №№ 2538 и 2539, а также разработали законопроект № 2540, которым необходимые изменения предлагаются и в закон Украины «О публичных закупках», чтобы исключить остановку закупочных процедур на 19 дней в начале следующего апреля.

Мы считаем, что принятие указанных законопроектов должно стать одной из приоритетных задач текущего состава Верховной Рады, поскольку от своевременного продления международных закупок и от предоставления возможности ГП «Медицинские закупки Украины» полноценно выполнять свои функции зависит здоровье и жизнь миллионов людей.

Источник

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ