Охотники за раритетами времен холодной войны упустили уникальный шанс стать обладателями прототипа советской гиперзвуковой ракеты «Холод»: 6 ноября ее купила неизвестная европейская компания на аукционе Breker за символические 27700 евро.
Гиперзвуковой тематикой советский ВПК стал активно заниматься еще в 60-70 годы. Одним из первых – увы, так и незавершенных – проектов стал орбитальный самолет «Спираль». Позже, в конце 70-х началась разработка гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ГПВРД) на криогенном топливе для гиперзвуковой ракеты при участии Центрального Института моторостроения (ЦИАМ).
Дело в том, что воссоздать работу ГПВРД возможно только в полете с помощью разгонного носителя. В США для этого был задействован специально созданный ракетоплан Х-15. Специалисты ЦИАМ не стали «изобретать велосипед» и разработали гиперзвуковую летающую лабораторию (ГЛЛ) «Холод» на базе зенитной управляемой ракеты (ЗУР) 5В28 ЗРК С-200, на которой вместо БЧ был установлен опытный блок.
Увы, но с распадом СССР и завершением холодной войны перспективный и столь необходимый стране проект пришлось закрыть. «Утешительный» старт «Холода» состоялся в конце 1991 года.
Однако у этой истории было не совсем обычное продолжение. С распадом СССР на запад «ушло» огромное количество уникальных советских технологий, включая военные. Неудивительно, что вскоре работами по «Холоду» заинтересовались французы и американцы. Практически закрытый проект, к которому первой присоединилась Франция, а позже и США, стал международным.
Предполагалось, что ЗУР 5В28 с четырьмя твердотопливными ускорителями вначале разгонится до 3 Махов и поднимется на 20-километровую высоту. Затем после отделения ускорителей запустится ГПВРД, все еще присоединенный к носителю, и уже на высоте 35 км скорость достигнет 6,5 Махов.
Всего было произведено девять ГЛЛ «Холод», из которых пять были израсходованы во время опытных пусков. Продолжительности полетов составили около 80 секунд, температура газа в камере превысила 3000 °C. Полет проходил в неуправляемом режиме. После полного выгорания топлива ракета падала.
Проданная на аукционе версия «Холода» – это наземный опытный образец, с помощью которого изучалась аэродинамики ракеты и движение газов. Судя по продажной цене на аукционе – 27700 евро, «Холод» представляет небольшой интерес, да и то исключительно в качестве исторического
Источник