Группа ученых из Калифорнийского университета в Ирвине (США) представила исчерпывающее решение одной из наиболее противоречивых загадок Леонардо да Винчи. Она звучит так «Почему стеклянный шар в руке Иисуса с картины «Сальваторе Мунди» не преломляет свет и не создает других оптических эффектов?». Разгадка в том, что это не шар, а полая тонкостенная сфера.
Данная картина при цене в $450 млн считается одной из самых дорогих в мире – а также самой загадочной. Например, досконально неизвестно, приложил ли к ней руку да Винчи вообще – многие исследователи склоняются к мысли, что великий ученый лишь дорисовал несколько штрихов. В частности, тот самый шар, в качестве демонстрации открытых им новых (на тот момент) оптических свойств. Своего рода артефакт, научный памятник в назидание потомкам.
Сплошной стеклянный шар (слева) и полая сфера (справа)
Анализ теней на картине указывает на наличие мощного источника света сверху, плюс общего рассеянного света. Прямо за шаром находятся складки плаща, которые никак не искажены, что невозможно. Американские ученые при помощи технологии обратного рендеринга смоделировали такую ситуацию и рассчитали параметры сферы: радиус 6,8 см, удаление от плаща в 25 см, толщина стекла 1,3 мм. Они провели 3D-моделирование и сумели получить показатели, идентичные тому, что представлено на картине.
Сама идея полой сферы выдвигалась давно, но были сомнения – разве в 1500 году можно было создать такое? Исследование американцев, которые учли уровень развития технологий того времени, показало, что можно. Но на пределе возможностей, поэтому не исключено, что да Винчи, который тогда как раз увлекся оптикой, изготовил сферу, но не смог продолжить работу. И увековечил свое достижение на картине, добавив в нее «невозможный», уникальный артефакт с точно переданными физическими
Источник