7 декабря, 08:05 Цей матеріал також доступний українською
Александр Медведев / НВ
Известная белорусская писательница, лауреат Нобелевской премии по литературе Светлана Алексиевич рассказала журналу НВ о различиях между советскими и постсоветскими людьми.
По ее словам, люди советского типа полностью подчинены идее правоты государства, и их можно встретить как в украинских селах, так и в городах.
«Советский человек — это человек, полностью подчиненный идее. Его жизнь не имеет ценности, представления о жизни ничтожны, идея выше. Ему предлагают скудный, но предсказуемый паек взамен на свободу. Свобода личная, любая иная не обсуждается. Ее нет. Есть государство, а человека нет. И вот это такой деформированный человек. В каждый дом такого человека можно зайти, и вы услышите плач и страдание. И в украинских деревнях, и в городских домах», — рассказала Алексиевич.
Читайте также:
С попом во главе. Светлана Алексиевич рассказала, как наблюдала отправку российских солдат в Украину
Нобелевская лауреатка отметила, что для нее самой большой загадкой является то, почему «война, ГУЛАГ, революция и распад империи, огромные человеческие страдания» у советского человека не конвертируются в свободу.
В интервью журналистке Ольге Духнич Алексиевич привела в качестве примера советской ментальности свою встречу с женщиной-танкистской.
«Я никогда не забуду, как пришла к одной женщине-танкисту, с трудом ее нашла. В такой профессии женщины — большая редкость. А она меня вопросом встречает: „А вы взяли разрешение на разговор со мной в Комитете ветеранов?“ Я, помню, ей сказала: „А ваши страдания — это что, не ваша приватная собственность? Вы что, коллективная собственность, почему вы с собой так?“ Она даже не поняла, о чем я говорю», — поделилась писательница.
В то же время постсоветский человек, согласно ее определению, это человек, живущий в эпоху постправды. По ее словам, «пройдет еще много времени», пока постсоветские страны дойдут до развитого капитализма по примеру Германии и Франции.
«Пока мы живем в жестоком мире. Поэтому и человек в нем часто деформированный, испуганный или озлобленный. У него психология обобранного человека, который остался ни с чем. Молодые люди уже другие, сильнее. Они находят какие‑то свои ниши», — отметила нобелевская лауреатка.
Тогда как поколение людей от 40 лет и старше живет с чувством поражения, считает Алексиевич.
«В России появляются все эти ретро-магазины, пельменные, в ресторане — салат Павлик Морозов. А с другой стороны, появляется улица Колчака, бюсты Деникина и памятники Сталину. Каша в голове у людей. Они ищут себя», — заключила собеседница НВ.
Читайте также:  Мы разбудили бесов. Светлана Алексиевич о сериале Чернобыль, Зеленском и рабском сознании
В 2015 году Светлана Алексиевич получила Нобелевскую премию по литературе с формулировкой За ее многоголосное творчество — памятник страданию и мужеству в наше время.
Белорусская писательница является автором шести документальных книг: У войны не женское лицо (1985), Последние свидетели (1985), Цинковые мальчики (1989), Зачарованные смертью (1994), Чернобыльская молитва (1997) и Время секонд хэнд (2013).
Сценарий известного сериала Чернобыль производства HBO, ставшего самым рейтинговым за всю историю по версии ресурса IMDB, написан на основе книги Алексиевич Чернобыльская молитва.
Интервью со Светланой Алексиевич опубликовано в № 45 журнала НВ от 5 декабря 2019 года. Полная его версия будет размещена на сайте NV.ua
Теги: Журнал НВ Светлана Алексиевич СССР Советский Союз
Спецтема Эксклюзивы НВ