Свобода быть нищим: Почему власть торопится с открытием рынка земли?

175

Свобода быть нищим: Почему власть торопится с открытием рынка земли?
Последние месяцы в Украине (несмотря на эпидемию) не утихают страсти вокруг открытия рынка земли. Молодые реформаторы пытаются убедить страну в острой необходимости отмены соответствующего моратория, а фермеры в свою очередь упираются и со страхом смотрят в будущее. Мы попытались разобраться, чем обусловлен такой интерес “слуг народа” к продаже земли в “турбо-режиме”. Вопрос свободной продажи земель сельскохозяйственного назначения по-разному решался за рубежом. В экономически развитых странах (США и ЕС) он имел свои заметные отличия.

Рынок земли в Соединенных Штатах формировался на протяжении 150 лет и пришел к либерализации лишь во второй половине XX века. Сегодня в США земля находится в свободном обороте и продается на специальных земельных аукционах. Однако в некоторых штатах ограничено использование земель иностранцами.

загрузка...

Польский рынок земли был открыт в 1991 году. Вместе с тем, существует ограничение по нахождению земли в одних руках (не более 500 га). Доступ иностранцев к покупке польской земли открыли не сразу, а только по истечении 24 лет – в 2015 году, после того как в стране сформировались местные сельхозпроизводители. На развитие польского рынка земли также повлиял отказ властей от реституции немецких земель, на которые могли претендовать граждане Германии, утратившие их по итогам Второй мировой войны.

Страны «Старой Европы» (к примеру, Британия, Нидерланды, Италия) прошли долгий путь развития рынка земли, в результате чего он стал либеральным и открытым. Так, отсутствуют ограничения на размер земельных владений иностранцев. Вместе с тем, прежде, чем открыть свои недра всему миру, европейские страны (нынешние «старые» члены ЕС) в 1950-х – 1960-х годах проводили программы льготного кредитования для поддержки местных сельхозпроизводителей. Кроме того, отличительной чертой европейского агрорынка является обязательное наличие высшего образования в отрасли растениеводства – человек без соответствующего образования купить землю не может.

Земельная реформа в Украине началась ещё в далеком 1991 году с развала СССР. На настоящий момент в стране действует рынок земель несельскохозяйственного назначения, но ввиду многих факторов на запуск агрорынка был наложен мораторий.

Простого сравнения с иностранным опытом достаточно, чтобы понять, что отечественный политикум хочет нажиться на земельном вопросе, а не создать реальный рынок с сильным национальным сельхозпроизводителем. Ведь речи об их поддержке не идет. Сегодня малый бизнес на селе находится в нищем состоянии – он не способен развиваться самостоятельно в виду отсутствия доступного кредитования. Поэтому мелкий производитель вынужден сдавать свои паи в аренду агрохолдингам. В этом главная проблема, а не в моратории на торговлю землей.

Если мы проанализируем цели и задачи, которые ставили перед собой развитые страны, то увидим, что в приоритете стояло создание «крепкого» класса средних и малых сельхозпроизводителей, а не банальное желание продать землю. Именно этот класс в Европе и США и позволяет им быть крупными поставщиками сельхозпродукции на внутренние и внешние рынки, несмотря на то, что эти государства не потеряли при этом статус промышленных и высокотехнологичных центров. Именно по причине желания поддержать в своих странах собственных производителей они защищали фермеров от возможного влияния иностранного капитала на ранних стадиях развития рынка сельхозземель.

В наших же реалиях законопроект, отменяющий мораторий на оборот агроземель, претерпел много изменений. Основные лоббисты известны, а их стратегию можно проследить по трансформации закона о рынке земли. Было видно, что законопроект писали те, кто рассчитывал пустить иностранцев на внутренний украинский рынок. Так, в первоначальной редакции закона о рынке земли не было ограничений на ее скупку иностранным капиталом, а предельный размер земельного банка (суммы всех площадей, принадлежащих одному лицу или организации) устанавливался в пределах 200 тыс. га. Для понимания – это в два с половиной раза больше территории Киева.

Когда в обществе поднялась волна протестов против продажи земли иностранцам, «слуги народа» предложили хитрую схему маскировки, запретив прямую продажу, но разрешив продажу корпоративных прав украинских аграрных предприятий. Получается, что украинская компания может скупить земли, а после этого продать корпоративные права иностранцам.

Главным лоббистом открытия рынка земли выступило правительство Украины во главе с Алексеем Гончаруком, который не скрывает своих «дружеских» или партнерских отношений с международным финансистом, спонсором Демократической партии США и основателем в Украине фонда «Возрождение» Джорджем Соросом. Именно этот фонд поддерживал структуру А.Гончарука – «Офис эффективного регулирования» (BRDO), до того, как его члены вошли в украинское правительство в 2019 году. Стоит вспомнить, что премьер-министр в ноябре прошлого года лично пришел в Верховную раду, чтобы поддержать принятие законопроекта о рынке сельхозземель в первом чтении. Еще до своего назначения главой правительства, но уже будучи заместителем руководителя Офиса президента Владимира Зеленского А.Гончарук в июле 2019 года заявил в интервью агентству Bloomberg, что открытие рынка земли – одна из приоритетных задач правительства, наряду с широкой приватизацией. Это полностью соответствует интересам иностранного капитала, который заинтересован в покупке украинских недр и предприятий «по дешевке» (на фоне экономической нестабильности и конфликта на Донбассе). Таков закон фондового и валютного рынка, на котором сделал капитал Д.Сорос, – «купи дешевле – продай дороже».

Реформа рынка земли грозит превратить землю в спекулятивный товар, так же, как Д. Сорос и его партнер в Украине Томаш Фиала с 2014 года спекулировали на государственных ценных бумагах Украины, вкладывая сотни миллионов долларов через свои инвестиционные фонды (в частности, «Дрэгон Кэпитал») в облигации внутренних госзаймов, превратив их в пирамиды со сверхдоходностью в валюте.

В ходе спекуляций нищие селяне будут вынуждены продать землю, чтобы свести концы с концами. Этот спровоцирует дополнительный отток населения из деревни, поскольку приведет к скупке земли крупными агрохолдингами. В итоге вместо создания прочного среднего класса агропредпринимателей открытие рынка земли приведет к закреплению монополизации в сельском хозяйстве. Получаем дежавю 90-х годов, когда приватизация через распространение акций предприятий среди нищих рабочих привела к концентрации основных активов в руках нескольких десятков людей. Именно непродуманная политика приватизации 90-х привела к формированию олигархических структур.

Ситуация с коронавирусом накладывает свой отпечаток на вопрос о земле – недаром власть хочет рассмотреть этот вопрос, невзирая на эпидемию и фактическую приостановку работы парламента в нормальном режиме. Ведь этого требует как минимум МВФ, а также остающиеся в тени спонсоры правящей партии. Если рынок будет открыт в условиях больших потерь малого и среднего бизнеса, которые он несет от эпидемии, установить монополию на владение аграрным фондом будет легче – бедные люди охотнее продают, все, что котируется на рынке.

Поэтому запуск свободной продажи земли может повторить плачевную историю приватизации, ведь у правительства нет понимания и вменяемой программы по развитию малого и среднего фермерства в регионах. В наших современных реалиях мы получим ограбление нищего населения, находящегося на грани выживания, поскольку отсутствует система доступного кредитования на селе, отсутствует стратегия развития мелкого фермерства и отсутствует его государственная поддержка. В итоге украинцы получат еще одну свободу – свободу продать землю, уехать в город и быть нищими уже там. Replyua.net

16789

«Нас ждет самая длинная магнитная буря»: медики рассказали о самочувствии в эти дни

27 апреля, в понедельник, на Земле началась самая долгая магнитная буря за весь текущий год. Как утверждают специалисты, уровень этого геомагнитного возмущения будет незначительным, однако буря

Источник

Загрузка...

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ