28 декабря, 21:14 Цей матеріал також доступний українською
Кадр из фильма Мои мысли тихие
Автор: Мария Кабаций
В 2019 году украинское кино, как и остальные сферы, находилось под влиянием общественно-политических перемен. В индустрии не обошлось без скандалов, громких уходов, выпуска многострадальных фильмов и заморозки интересных проектов.
Впрочем, производство отечественного кино в количественных показателях осталось примерно на уровне предыдущего 2018 года: за год украинские режиссеры, продюсеры и продакшены представили зрителю почти три десятка новых фильмов.
Некоторые из них слишком долго проходили свой путь к премьере (Полина и тайна киностудии, Фокстер и Макс), часть из них при этом утратила актуальность и обросла лишним кино-грузом (Давай танцуй, Запрещенный). Другие, по-настоящему качественные и вселяющие гордость за украинский кинематограф, приходится отлавливать по фестивалям и ограниченным показам, прежде чем их сможет увидеть массовый зритель (Вулкан, Мои мысли тихие, Черкассы).
Кроме того, мы увидели впечатляющие киноработы, снятые в копродукции с другими странами — Захар Беркут Ахтема Сеитаблаева, Цена правды Агнешки Холланд, Раскрашенный птенец Вацлава Маргула. Некоторые из них расстроили своей декоративностью, другие — были столь успешны, что попали в список претендентов на Оскар.
В конце года курс на победное шествие, который украинская киноиндустрия наметила в последние несколько лет, пошатнул уход из Госкино его главы Филиппа Ильенко и скандал вокруг конкурса по назначению его преемника. Надеемся, что негативный эффект этих событий на сферу смогут минимизировать, и в 2020 году нас будет ждать много качественного украинского кино.
А пока НВ STYLE называет восемь лучших украинских фильмов, которые вышли в 2019 году:
Вулкан. Режиссер: Роман Бондарчук
Фото: Кадр из фильма Вулкан
Мировая премьера полнометражного игрового режиссерского дебюта Романа Бондарчука состоялась в июле 2018 года на кинофестивале в Карловых Варах. После этого началось его долгое шествие к всеукраинскому прокату через показы на фестивалях, отбор в конкурсные программы. В итоге до украинского зрителя фильм добрался почти через год — его прокат в Украине начался 4 апреля 2019 года. Сюжет истерна, снятого Бондарчуком, вращается вокруг путешествия переводчика из ОБСЕ Лукаса по югу Украины, где он сталкивается с абсолютно другим миром, его жителями, его устоями. В итоге обычная поездка превращается в поиски утерянного счастья и смысла жизни. Лента принесла своему создателю не только множество фестивальных наград, но и Национальную премию имени Тараса Шевченко. А это о чем-то да говорит!
Домой. Режиссер: Нариман Алиев
Фото: Кадр из фильма Домой
Еще одна дебютная полнометражная работа — на сей раз режиссера крымскотатарского происхождения Наримана Алиева Домой — впечатлила даже нашего сурового кинообозревателя и попала в его список лучших фильмов года вместе с работой Тарантино, Мстителями и Паразитами. Прекрасная актерская работа Ахтема Сеитаблаева, которого в этом году больше хвалили за роль Мустафы, чем за снятый им Захар Беркут, и не отстающего от него брата Алиева, актера-аматора Ремзи Билялова. Идя вразрез с ожиданиями от крымскотатарского кино, это история не о поисках ответа на вопрос «Чей Крым?», а скорее на вопрос «Чей я сам?» Линейный сюжет роад-муви, лаконичные кадры и сдержанность актеров вместе создают такое количество смыслов, мыслей и вопросов, что безэмоциональным с сеанса не выйдет никто.
Атлантида. Режиссер Валентин Васянович
Фото: Кадр из фильма Атлантида
Новый фильм Валентина Васяновича Атлантида еще не видели в Украине, однако он уже успел собрать кучу наград. Антиутопия о событиях после победы Украины в войне на Донбассе была впервые показана на Венецианском кинофестивале, где победила в программе Горизонты. После этого началось триумфальное шествие Атлантиды — известия о новых победах и новых наградах появляются чуть ли не каждую неделю. Васянович выступил здесь автором сценария, режиссером, оператором и продюсером, а также сознательно отказался от работы с профессиональными актерами и привлек к съемкам волонтеров и военных, участвовавших в боевых действиях на востоке Украины. К примеру, в кадре можно увидеть сотрудника фонда Вернись живым Андрея Рымарука. Создатели Атлантиды обещают нам фильм о «судорогах перед окончательным разрушением мифа индустриального Донбасса: на уровне промышленного ландшафта, и прежде всего — в человеческом измерении». И мы его очень ждем.
Цена правды. Режиссер Агнешка Холланд
Фото: Кадр из фильма Цена правды
История о журналисте из Уэльса Гарете Джонсе, который прибывает в Москву в 1933-м, в разгар организованного советской властью Голодомора в Украине, представляли во время кампании как «исторический триллер о Голодоморе». Также фильм, режиссером которого выступила Агнешка Холланд, несколько раз менял название, остановившись в итоге на Цене правды. Его мировая премьера прошла в феврале на 69-м Берлинском кинофестивале, после которой мировая критика охарактеризовала его как «достаточно увлекательный, но несколько скучный биографический фильм Агнешки Холланд… то, что должно быть политическим триллером идет длинным, трудным путем» (Variety). Вправду смотреть фильм об этих событиях для людей, далеких от мыслей об Украине, может оказаться сложно (хотя для них и использованы магниты в лице известных западных актеров — Питера Сарсгаарда, Ванессы Кирби, Джеймса Нортона), но для украинцев это, определенно, must—see!
Мои мысли тихие. Режиссер Антонио Лукич
Фото: Кадр из фильма Мои мысли тихие
Лично я смотрела этот фильм уже трижды, и не исключено, что отправлюсь еще и на премьерный показ в середине января. Полнометражный дебют Антонио Лукича начал собирать награды с кинофестиваля в Карловых Варах, продолжил на 10-м Одесском кинофестивале и премии кинокритиков Кіноколо. Образы главных персонажей, созданные перекочевавшим из предыдущей работы Лукича Андреем Лидаговским и популярной актрисой Ирмой Витовской (роль мамы — одна из лучших в ее карьере), были отдельно отмечены наградами ОМКФ. История о молодом звукорежиссере-фрилансере Вадиме, который в сопровождении мамы путешествует по родным краям одновременно и легкая, и наполнена глубоким подтекстом. Фильм самоуверен и ироничен, как и сам Лукич, и создает такое же зеркало Закарпатья, как Вулкан — Херсонщины.
Поет Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго. Режиссер Надежда Парфан
Фото: Кадр из фильма Поет Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго
История фильма Поет Ивано-Франковсктеплокомунэнерго доказывает, что украинское полнометражное документальное кино может иметь успех, сравнимый с игровым. Прокат ленты, которая рассказывает о профсоюзном хоре коммунального предприятия, символично синхронизировали с началом отопительного сезона — 17 октября. Мировая премьера истории о поющих коммунальщиках состоялась на фестивале Visions du Réel в швейцарском городе Ньон, и она понравилась не только украинскому зрителю, но и впервые в истории украинской документалистики была приобретена для показа на японском телевидении компанией NHK — крупнейшим радио- и телевещателем Азиатско-Тихоокеанского региона.
U311 Черкассы. Режиссер Тимур Ященко
Фото: Кадр из фильма Черкассы
Еще один украинский фильм, который пока что можно было увидеть только на Одесском кинофестивале. То, что он стоит того, чтобы быть увиденным, подтверждает 15-минутная овация стоя, которой завершился показ Черкасс в одесском кинотеатре Родина. Фильм Тимура Ященко, который признался, что работа далась ему очень тяжело, рассказывает о героической обороне морского тральщика Черкассы, заблокированного российскими войсками в бухте Донузлав в марте 2014 года во время аннексии Крыма. Зрителю напоминают о событиях, которые предшествовали оккупации Россией Крымского полуострова, и концентрируются на истории украинских моряков, которые отказались сдаваться агрессору и удерживали судно под украинским флагом пять дней. Примечательно, что в кадре можно увидеть настоящих участников тех событий, а командира корабля Юрия Федаша сыграл актер Роман Семисал. Это настоящее героическое кино — честное и без фальшивого патриотизма.
Гуцулка Ксеня. Режиссер Елена Демьяненко
Фото: Кадр из фильма Гуцулка Ксеня
Фильм в жанре, который является редкостью для украинского кино, — мюзикл — снят по мотивам одноименной оперетты Ярослава Барнича. По сюжету, в 1939 году в Ворохту приезжает американец украинского происхождения Яро, которому умирающий отец оставил внушительное завещание, которое он получит только если женится на украинке. В живописном карпатском краю парень знакомится с гуцулкой Ксеней. Любовь, мистика, интриги и захватывающие виды — события развиваются на фоне постоянного пения или главных героев, или украшения фильма — известной группы Dakh Daughters. Красоту украинской песни и карпатских гор оценили даже на очень дальнем востоке — 1 июля 2019 фильм получил гран-при японского фестиваля Mt. Fuji — Atami International Film & VR Festival.
Теги: Украинское кино Украинский режиссер Ахтем Сеитаблаев Нариман Алиев Ирма Витовская Госкино Филипп Ильенко Фильм о Голодоморе ОМКФ